• Главная
  • >
  • Путь к миру без апатридов: КМБПЧ и мировая инициатива против безгражданства

Путь к миру без апатридов: КМБПЧ и мировая инициатива против безгражданства

03.06.2025

Казахстанское международное бюро по правам человека является членом Глобального альянса по ликвидации безгражданства (Global Alliance to End Statelessness)[1]. Сотрудники КМБПЧ принимают активное участие в искоренении безгражданства в Казахстане в рамках проекта УВКБ ООН по помощи беженцам и лицам без гражданства, а также делятся опытом и знаниями с коллегами из других стран в рамках участия в мероприятиях Глобального альянса по ликцидации безгражданства с целью искоренения безгражданства во всем мире.

Глобальный альянс по искоренению безгражданства – это новое многостороннее сотрудничество, созданное для решения проблемы безгражданства во всем мире. Целью альянса является создание мира, где все люди имеют право на гражданство без дискриминации. Он объединяет различные заинтересованные стороны, включая государства, организации, возглавляемые лицами без гражданства, агентства ООН, организации гражданского общества и региональные межправительственные организации.       Альянс служит платформой для обучения, обмена опытом и сотрудничества, а также для стимулирования и ускорения изменений в законах, политике и практике. Он стремится выявлять пробелы в законодательстве и реагировать на них, а также укреплять политическую приверженность, необходимую для искоренения безгражданства и защиты прав лиц без гражданства.

Сотрудники КМБПЧ участвуют регулярно в мероприятиях, организуемых Глоабльным альянсом, с целью обучения, обмена опытом и сотрудничества для выработки рекомендаций по искоренению безгражданства в мире, а также являются участниками тематических групп. 

Так, в марте 2025 года юристы приняли участие в заседании тематической рабочей группы (ТРГ) «Защита прав лиц без гражданства», организованным Глобальным альянсом по ликвидации безгражданства, в апреле 2025 года – в заседании тематической рабочей группы «Устранение дискриминации в законодательстве и политике в области гражданства» (ТРГ).

В сферу деятельности тематических рабочих групп входит «защита прав лиц без гражданства», что означает:

– доступ к правам человека для лиц без гражданства независимо от их иммиграционного статуса;

– обеспечение работы в связи с ЦУР 1, 3, 4, 8, 10, 16 и действиями 6, 11 Глобального плана действий по искоренению безгражданства 2.0;

– решение общих проблем и пробелов, связанных с защитой лиц без гражданства;

– процедура определения безгражданства (ПОБ) как средство определения безгражданства в миграционном контексте и обеспечения доступа к правам для лиц, признанных апатридами;

– определение решений по доступу к правам лиц без гражданства в странах, где нет необходимости в процедурах определения безгражданства  (из-за наличия населения без гражданства на месте) или где процедуры определения безгражданства  еще предстоит создать;

– влияние отсутствия доступа к правам на лиц без гражданства;

– доступ к конкретным правам (образование, здравоохранение, трудоустройство и т.д.).

          

В мае 2025 года юристы приняли участие в Экспертном семинаре по обсуждению передового опыта в области обеспечения равных прав гражданства в законодательстве и на практике[2], организованном УВКПЧ ООН и УВКБ ООН.

Право на гражданство закреплено в статье 15 Всеобщей декларации прав человека. Аналогичным образом, общие принципы равенства и недискриминации лежат в основе международного права прав человека и гарантируют право каждого человека без какого-либо различия на равенство в осуществлении всех основных прав человека, включая право на гражданство. Совет по правам человека в своей резолюции 53/16[3] подтверждает право на гражданство как одно из основных прав человека и подчеркивает, что каждый человек имеет право на гражданство без дискриминации по любым признакам, включая пол, расу, этническую принадлежность, религию или инвалидность. Тем не менее, по оценкам, не менее 10 миллионов человек во всем мире являются лицами без гражданства: ни одно государство не рассматривает их в качестве своих граждан в соответствии со своим законодательством.

По своей сути безгражданство – это проблема прав человека, которая требует решения, основанного на правах человека. Безгражданство является результатом нарушений прав человека, в частности дискриминации, включая множественные и пересекающиеся формы дискриминации. В свою очередь, безгражданство лишает миллионы людей во всем мире возможности осуществлять и пользоваться своими правами человека. Как отмечают лица без гражданства, отсутствие гражданства часто означает невозможность получить регистрацию при рождении, документы, удостоверяющие личность, а также права на образование, здоровье, занятость, владение собственностью, участие в политической жизни, свободу передвижения и возможности развития[4].

Дискриминация, включая множественные и пересекающиеся формы дискриминации, в законах, политике и практике в области гражданства является одной из основных причин безгражданства и, в свою очередь, может усугублять другие формы дискриминации. В резолюции 53/16 признается, что большинство известных в мире лиц без гражданства – это лица, принадлежащие к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам. Таким образом, резолюция призывает государства предпринять инициативы по обеспечению того, чтобы лица, принадлежащие к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, знали и могли осуществлять свои права, включая право каждого человека на гражданство, изложенное в статье 15 Всеобщей декларации прав человека и дополненное Декларацией о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, и другими международными документами по правам человека.

Аналогичным образом, женщины и дети в непропорционально большой степени страдают от безгражданства. Почти в 50 странах мира действуют законы, лишающие женщин равного права передавать гражданство своему супругу, а в 25 странах действуют законы о гражданстве, лишающие женщин равного с мужчинами права передавать гражданство своим детям[5]. Такие законы часто отражают патриархальные нормы, поскольку стереотипные представления о женщинах как о зависимых от своих мужей давно используются для оправдания дискриминационных законов, не позволяющих женщинам приобретать, сохранять или передавать свое гражданство независимо от статуса гражданства мужа. Такая гендерная дискриминация в законах о гражданстве также является одной из основных причин детского безгражданства в различных странах.

Резолюция 53/16 призывает государства устранить все формы гендерной дискриминации в своих законах о гражданстве и обеспечить женщинам и мужчинам равные права на приобретение, изменение, сохранение или передачу гражданства своим детям или супругам. Резолюция также призывает государства предотвращать и сокращать безгражданство, предоставляя гражданство детям, родившимся на их территории, которые в противном случае были бы апатридами, разрешая детям приобретать гражданство одного из родителей, содействуя натурализации лиц без гражданства и обеспечивая, чтобы никто не был произвольно лишен своего гражданства[6].


[1] https://statelessnessalliance.org/introduction/

[2] https://www.ohchr.org/en/events/events/2025/expert-workshop-showcase-best-practices-promotion-equal-nationality-rights-law

[3] https://docs.un.org/en/A/HRC/RES/53/16

[4] , https://www.ohchr.org/sites/default/files/documents/issues/OHCHR-UNHCR-EventOutcome.pdf.

[5] https://www.ohchr.org/sites/default/files/documents/issues/OHCHR-UNHCR-EventOutcome.pdf

[6] https://www.ohchr.org/sites/default/files/documents/issues/ruleoflaw/22042025-conceptnote-expert-workshop-r.pdf