В последний день мая в Казахстане отмечают День памяти жертв голода и политических репрессий. Эта памятная дата была установлена в 1993 году и узаконена президентским указом в 1997 году и по сей день присутствует в официальном календаре памятных дат.
В этот день казахстанцы вспоминают о жертвах массового голода 1921-22 и особенно 1932-33 годов, о расстрелянных и отправленных в сталинские лагеря в 1934-53 годах, при этом многие острова ГУЛАГа находились на территории Казахстана. В годы коллективизации на территорию Казахстана ссылали раскулаченных крестьян, а в период с 1937 по 1953 годы сюда же были депортированы целые народы числом не менее двенадцати. Жертвами репрессий 1934-38 годов стали практически все деятели казахской национал-демократической партии «Алаш», многих деятелей культуры и науки высылали из Казахстана, в то время как их коллег из Москвы и Ленинграда ссылали в Казахстан.
Всё это происходило в годы правления Иосифа Сталина, после его смерти большая часть репрессированных были реабилитированы (кто-то вживую, а кто-то посмертно), знаменитые концлагеря Карлаг, Степлаг и АЛЖИР были ликвидированы. Однако точечные репрессии против инакомыслящих продолжались до начала горбачёвской перестройки, а уже в перестроечном декабре 1986 года и в первые месяцы после него политическим репрессиям подверглись участники молодёжных демонстраций против имперской политики Кремля – они были реабилитированы уже в 1989-90 годах.
После обретения Казахстаном государственной независимости, которое происходило под лозунгами демократии и верховенства права, в казахстанском обществе бытовали надежды на то, что политические репрессии навсегда остались в советском прошлом, однако этим надеждам не суждено было сбыться. В 2002 году подверглись репрессиям основатели политического движения «Демократический выбор Казахстана», в 2006 году власти расправились с участниками протестов в алматинском микрорайоне «Шанырак», в декабре 2011 года произошёл расстрел бастовавших нефтяников в Жанаозене, за которым последовал цклый ряд арестов и рабочих и гражданских активистов.
Политический транзит из старого Казахстана в новый, сопровождавшийся трагедией Кантара, сопровождался также новыми политическими репрессиями. Осуждённые по кантарским делам гражданские активисты Жанболат Мамай и Айгерим Тлеужан продолжают отбывать назначенные им сроки ограничения или лишения свободы, в местах заключения находятся политический активист Марат Жыланбаев, оппозиционные журналисты и блогеры Тимур Даненбаев и Думан Мухамедкарим, а в целом действующий список казахстанский политзаключённых состоит из 24 фамилий.
Все эти годы активисты и правозащитники привносят тему солидарности с жертвами сегодняшних политрепрессий в повестку отмечания Дня памяти жертв политрепрессий советского периода. В этом году в акиматы Алматы и девяти других городов Казахстана были поданы заявки на согласование митингов и шествий 31 мая. Ни одна из этих заявок согласована не была, мотивами отказов были указания на занятость площадок и тому подобное, хотя реальным мотивом несомненно было желание властей не допустить публичных призывов к освобождению сегодняшних политзэков. (подробнее ЗДЕСЬ)
31 мая в алматинском Сосновом парке у памятника жертвам голода (упоминание о политических репрессиях на памятнике отсутствует, но в общественном сознании монумент воспринимается как посвящённый обоим темам) прошли два разных отмечания Дня памяти. Рано утром новый аким южной столицы Дархан Сатыбалды со свитой возложили к памятнику корзины с цветами, а в два часа дня на площадке у монумента началась двадцатиминутная акция «Возвращение имён». Её инициатором был правозащитник и политолог Галым Агелеуов, а одним из спикеров была Алма Нутушева – дочь поэта и диссидента Арона Атабека, отсидевшего за участие в шаныракских протестах 16 лет и умершего сразу после освобождения. Участники акции говорили в равной степени об истории и о современности. Полицейские и люди в штатском, в большом количестве расставленные по аллеям Соснового парка (отдадим им должное) не вмешивались, а полицейские автобусы, припаркованные с открытыми дверями у кромки проезжей части улицы Наурызбай батыра (в советские времена она называлась улицей Дзержинского) простояли вхолостую – и это в наше время уже немало