• Главная
  • >
  • Позиция организаций гражданского общества, занимающихся мониторингом и адвокацией по предупреждению пыток в Республике Казахстан, в ответ на комментарии Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан в отношении размещённой информации по вопросам Специального докладчика ООН по вопросу о пытках

Позиция организаций гражданского общества, занимающихся мониторингом и адвокацией по предупреждению пыток в Республике Казахстан, в ответ на комментарии Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан в отношении размещённой информации по вопросам Специального докладчика ООН по вопросу о пытках

15.05.2025

Организации гражданского общества, включая участников Коалиции НПО против пыток, с сожалением и озабоченностью отмечают комментарии  Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан, опубликованные в ответ на размещённую информацию с ответами на вопросы Специального докладчика ООН по вопросу пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

Считаем необходимым отметить следующее:

1. Характер направленного документа

Размещённая информация не является ни «докладом», ни официальным заявлением международных структур. Это — данные и мнения, собранные в рамках стандартной процедуры взаимодействия Специальных процедур ООН с государствами и заинтересованными сторонами. Такие запросы регулярно направляются не только государствам, но и представителям гражданского общества, и они не предполагают участия или одобрения третьих сторон, включая международных доноров. В отличие от докладов ответы на такие запросы оформляются в виде сообщений или информации, которые содержат фактические данные, а также оценки и мнения организаций гражданского общества и независимых экспертов.

Специальные процедуры и договорные органы ООН получают информацию как от организаций гражданского общества, так и от государства (государственных органов), а также от национальных правозащитных учреждений. И в ходе коммуникации с государством, организациями гражданского общества и национальными правозащитными учреждениями Специальные процедуры и договорные органы ООН имеют возможность выработать свою позицию по выполнению данным государством своих международных обязательств и международных стандартов по конкретному вопросу, в данном случае по вопросу пыток и других видов жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания. Причем в ходе коммуникаций с органами ООН все заинтересованные стороны могут обосновывать и поддерживать свою позицию, а также вести конструктивную и взаимоуважительную дискуссию, особенно в случае расхождения мнений. 

2. Роль международных организаций

Не соответствующей действительности является информация о «поддержке» данной публикации со стороны Представительства Европейского Союза в Республике Казахстан. В тексте размещенной информации не упоминалось и в процессе её подготовки не использовалось какое-либо  финансирование или участие представителей ЕС или каких-либо других межправительственных или зарубежных правительственных организаций.

Напротив, в соответствии с правилами Специальных процедур и договорных органов ООН, такая информация формируется и направляется исключительно от имени организаций гражданского общества. Члены Коалиции НПО против пыток, как и другие правозащитные организации, собирают информацию и вырабатывают позицию в ходе своей повседневной деятельности по продвижению международных стандартов в области соблюдения тех или иных прав и свобод человека, информируя о ней как государство, так и международные организации. И это вообще не зависит от наличия или отсутствия каких-либо грантов или проектов, поскольку это является миссией этих организаций. Об этом свидетельствует деятельность Коалиции и многих правозащитных организаций в течение многих лет.

3. Достоверность и актуальность представленной информации

Не соответствует действительности утверждение, что авторами информации ежегодно повторяются одни и те же сведения и даются только негативные мнения и оценки. Достаточно посмотреть доклады и сообщения организаций гражданского общества в договорные органы ООН, в рамках Универсального периодического обзора, а также Специальным процедурам ООН, о соблюдении Республикой Казахстан права на жизнь и права на свободу от пыток и других видов жестокого обращения и наказания в течение более 15 лет, со времени направления альтернативного доклада в Комитет ООН против пыток в 2008 году.

В этих докладах и сообщениях отмечались все позитивные шаги, предпринятые государством. В частности, введение в 2003 году моратория на исполнение приговоров к смертной казни, последовавшее за этим в 2014 году сокращение статей в уголовном законодательстве, предусматривающих смертную казнь, затем исключение смертной казни из уголовного законодательства и Конституции Республики Казахстан в 2022 году и ратификация Второго Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах. Это был, без преувеличения, большой прорыв в приближении законодательства к международным стандартам. В докладах и сообщениях позитивно отмечался перевод пенитенциарной системы из ведения Министерства внутренних дел РК в ведение Министерства юстиции РК в 2004 году, хотя и негативно оценен обратный перевод этой системы в ведение МВД РК.

Очень позитивно оценивалось после ратификации Казахстаном Конвенции ООН против пыток в 1998 году создание системы независимых посещений мест содержания под стражей, сначала через общественно-наблюдательные комиссии еще в 1999 году, а затем и через Национальный превентивный механизм по предупреждению пыток с ратификацией Факультативного протокола к Конвенции в 2008 году. Это был также очень важный шаг по сравнению с нашими соседями по постсоветскому пространству.

Отмечалась концепция «нулевой терпимости к пыткам», принятая Генеральной прокуратурой РК и проект «К обществу против пыток», уточнение статьи 146 Уголовного кодекса РК, закрепление специальной подследственности по делам о пытках за спецпрокурорами и перевод медицинских служб пенитенциарных учреждений в ведение Министерства здравоохранения РК.  Отмечалось также увеличение случаев привлечения к уголовной ответственности сотрудников правоохранительных органов и органов национальной безопасности за применение пыток.

В то же время эти положительные шаги отмечает и государство, в значительно меньшей степени указывая на проблемы и недостатки. А правозащитные организации, и по идее и национальные учреждения по правам человека тем и отличаются от государственных органов, что, отмечая позитивное, фокусируются или главным образом привлекают внимание к проблемам. Например,  одной стороны, количество приговоров за пытки в 2023 году действительно увеличилось, но речь идёт о приговорах, вынесенных по делам 2022 года, связанным с событиями «кровавого января». Это единичный всплеск, не связанный с системными изменениями. Более того, в 2023 году вступили в силу изменения в статью 146 УК РК, и даже при наличии новых норм по жестокому обращению зарегистрировано лишь 2-3 дела. Есть серьезные вопросы к медицинскому обеспечению, к возмещению вреда жертвам пыток, к объективности расследования и много-много других вопросов.

И нам представляется, что здесь важна роль института Уполномоченного по правам человека, тем более, что он является председателем Координационного совета НПМ.

В связи с этим мы призываем институт Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан к:

– уважению стандартов международного взаимодействия;

– конструктивному диалогу с гражданским обществом;

– соблюдению взаимоуважительной и конструктивной тональности в дискуссиях.

Подписи:

1. «Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности», Общественное объединение

2. Сергей Молчанов, директор ОФ “Doktor S.N.”

3. Александр Данчев, директор ОО “Equal rights”, руководитель филиала РОО “Мұқалмас” по СКО,  член Коалиции НПО против пыток, член Коалиции по вопросам безопасности правозащитников и гражданских активистов

4. Марианна Гурина, ОФ “Улагатты Жануя”

5. «Аман-саулык», Общественный Фонд

6. Ассоциация религиозных объединений Казахстана «АРОК».

7. «Детский Фонд Казахстана», Общественный Фонд

8. Казахстанский международный фонд правового сотрудничества

9. «Комитет по мониторингу уголовной реформы и правам человека», Общественный Фонд, Светлана Ковлягина

10. «Кызылординское областное общество защиты прав потребителей», Общественное объединение, Серик Тенизбаев

11. «Международная Правовая Инициатива»

12. Международный центр журналистики MediaNet

13. ОО «Мейрим» (Актау)

14. Алексей Божков, правозащитник

15. Общественный Фонд «IT.KZ», Олжас Сыздыков

16. «Союз кризисных центров в Казахстане», Объединение юридических лиц

17. «Талдыкорганский правозащитный центр», Общественное Объединение 

18. «Талдыкорганский региональный центр поддержки женщин», Общественное Объединение

19. Казахстанская феминистская инициатива «Феминита», Жанар Секербаева, Гүлзада Сержан, со-основательница

20. Данил Шемратов. Журналист.

21. Алина Орлова, Председатель ОО «Центр поддержки женщин»

22. Центр исследования правовой политики

23. Гульжахан Абдулаева, Врач-реаниматолог-анестезиолог

24. Гулнура Идигеева, правозащитник, г.Актобе

25. Nomad Rights, Алишер Кожагулов, правозащитник

26. Қойшыбек Мүбарак, журналист

27. Юлия Проняева, психолог

28. Гаухар Салимбаева, Адвокат Алматинской городской коллегии адвокатов

29. Айгуль Шакибаева, инициатива Права особенного ребёнка

30. Инара Масанова, адвокат Алматинской ОКА

31. Айжан Дарибаева, адвокат

32. Светлана Жукова, адвокат, Костанайской областной коллегии адвокатов

33. Аманжол Мухамедьяров, адвокат Коллегии адвокатов города Астаны

34. Лейла Рамазанова, Адвокат АГКА,

35. Жалгас Сапарханова, адвокат АГКА, партнер

36. Жанар Сундеткалиева, Адвокат Атырауской областной коллегии адвокатов

37. Руслан Шерубаев, адвокат Восточно-Казахстанская ОКА

38. Мурат Адам, адвокат Алматинской городской коллегии адвокатов

39. Бахытжан Торегожина, ОФ «Ар.Рух.Хак»

40. Инга Иманбай, юрист

41. ОФ «Еркіндік Қанаты” соучредитель Реймер Р.Е.

42. ОФ «Правовой медиа-центр»

43. Ирина Медникова, соучредитель Молодежной информационной службы Казахстана

44. Татьяна Чернобиль, экспертка Коалиции

45. Гульнара Тургунова, врач, юрист