Тихое громкое дело

15.04.2025

Громкие преступления в Актау завершились вынесением 15-летнего срока лишения свободы в отношении предпринимателя Абзала Отебая. Его обвинили в похищении двух человек с применением сексуального насилия. Казалось бы, полицейские всегда рады рапортовать о задержаниях опасных преступников, а суды – о вынесенных приговорах. Но не в этот раз.

Задержание по-актауски

20 марта 2025 года присяжные заседатели под председательством судьи Акылбека Медиева признали Отебая виновным в похищениях, вымогательстве и сексуальном насилии в составе возглавляемой им ОПГ (Ст.121 ч.2 п.1.2.4 ст. 125 ч.2 п.1,2,8 и ст. 194 ч.4 п.2). Только вот все остальные участники ОПГ так и проходят как неустановленные лица, сами похищенные не смогли опознать Отебая. От насильственных действий сексуального характера одна из жертв похитителей / похитителя открестилась.

Задержание Отебая, отца пятерых детей, имеющего более чем серьезные проблемы со здоровьем, произошло вечером 30 января 2024 года в офисе принадлежащей ему компании «QazaqOilSnab». Хотя, задержание – наверное, громко сказано. Судя по описанию, все больше похоже на похищение. В помещение ворвалось несколько человек в гражданской одежде, затащили его в авто, надев наручники и мешок на голову, и затем шесть часов катали из одного ведомства в другое, попутно избивая свою жертву, так что та несколько раз теряла сознание.

О происшедшем стало известно его брату – Кайрату Отебаю, и тот с помощью адвоката уже ночью, с трудом обнаружив родственника в здании Департамента полиции Актау (куда его доставили с заднего входа без регистрации в журнале), смог вызволить Абзала из плена сотрудников УБОП.

«Несмотря на нечеловеческие пытки оборотней в погонах, которые длились 6-7 часов, я наотрез отказался брать на себя то, что на меня пытались повесить, а именно – особо тяжкие преступления против личности в ночь с 13 на 14 июля 2018 года и в ночь с 6 на 7 марта 2023 года (также они «уговаривали» хотя бы стать свидетелем и дать ложные показания на тех, кого они мне укажут и оклеветать их под диктовку следствия», – описывает Абзал происходящее в своем письме из СИЗО, озаглавленном как прощальное.

– Немного придя в чувства на следующий день, прибыв в Мангистаускую областную больницу Абзал освидетельствовал полученные во время пыток телесные повреждения написал через систему egov заявление Генеральному прокурору о незаконных действиях со стороны сотрудников полиции и приложил фото телесных повреждении, – дополняет его рассказ Кайрат.

И в то же день Абзала вызвали на допрос в статусе свидетеля по непонятно какому делу.

Три дня на размышление и 15 лет тюрьмы

«Все еще находясь в шоке от происшедшего, я получил требование от начальника УБОП Бейбита передать ему 10 миллионов тенге, чтобы от меня отстали. В противном случае я буду главным подозреваемым, следствие меня арестует и добьется тюремного срока для меня. На подобный бред я, конечно же, ответил категорическим отказом. Мне дали срок три дня», – говорится далее в письме.

Спустя отведенный срок, за который Абзал, если бы хотел, мог бы скрыться где угодно, он вновь явился для продолжения допроса, откуда его уже переместили в изолятор временного задержания.

В последующие полгода были очные ставки с потерпевшими, которые утверждали, что предлагаемого им подозреваемого не опознают, похищали их трое-четверо человек в форме полицейского спецназа, вывозили в степь, совершали с одним действия сексуального характера, снимая на видео, и затем вымогали 250 и 100 тысяч «зеленых» соответственно. Единственное, что оба говорили, что голос Абзала похож на голос главаря банды. Тем не менее экспертизы не смогли подтвердить это утверждение, как и кровь на куртке одной из жертв не совпала с образцами ДНК Отебаева. Зато потожировые следы даже не были включены в материалы дела, и как подозревает Абзал, на самом деле они могли быть, но результаты тоже дали бы результаты в его пользу. Кайрат во время онлайн пресс-конференции заявил, что в обоих случаях похищений потерпевшие обращались в полицию, но там отказывались что-либо предпринимать, и лишь спустя несколько лет оба эпизода оказались как нельзя кстати, чтобы «закатать» его брата.

На основании этих скудны улик дело отдали в суд с участием жюри присяжных. По ходатайству потерпевших процесс закрыли для СМИ и публики. Приговор – 15 лет лишения свободы.

Размер не имеет значения

Во время суда судья Медиев отклонил все ходатайства о проведении дополнительных экспертиз, в том числе телефонного биллинга в дни вменяемых Отебаеву преступлений.

В ходе слушаний всплыла еще одна щепетильная деталь, проверять которую прокуратура и суд отказались. В распоряжении следствия оказалась видеозапись сексуального насилия над жертвой, где «инструмент насилия» показан крупным планом. Так вот, Абзал утверждает, что «цвет, размер и прямота являются полной противоположностью моему».

Выяснилось также, что в качестве примеров суду представили куртку, медицинскую маску и полицейскую форму, найденные при обыске в некоей квартире, тем не менее их владелец следствие не заинтересовал.

«Мне ни в коем случае нельзя было говорить о пытках, о том, как меня похищали полицейские, о многом», – озвучивает Абзал манеру ведения судебного процесса председательствующего судьи. Даже во время последнего слова судья прерывал его пять или шесть раз, не давая подсудимому донести свою позицию до присяжных.

На суде, «пока присяжные спали», прокурор несколько раз пытался пропихнуть следственные документы с «левыми» датами (например, хронологию передвижения Абзала), на что обратил внимание даже председательствующий судья. Прокурор ничего не мог сказать в свое оправдание.

Зато Абзалу вменили неоднократность насильственных действий, несмотря на то, что первый потерпевший отрицал подобное.

Дело о пытках также было прекращено через месяц за «отсутствием состава преступления», тогда как и медицинские заключения, и фото наглядно продемонстрировали служебное рвение убоповцев.

– Его больше шести часов возят, применяют психологическую и физическую силу, все подтверждается. Как может быть прекращено такое уголовное дело? Люди похищающие на лицо есть, Абзал указывает имена людей, которые похищали его, телесные повреждения есть, видеофиксация есть! В отношении Абзала нет ни одного доказательства, Абзала осуждают на 15 лет! И мы живем в таком государстве… – возмущается Кайрат.

Берите всё!

«Когда меня не станет (я надеюсь это произойдет в ближайшем будущем), я добровольно даю мое согласие изъять мои органы с целью донорства», – пишет больной и окончательно сломленный несправедливостью человек, попросив после смерти кремировать его в соответствии с древними тюркскими обычаями.

Как рассказывает Кайрат, Абзал какое-то время жил за границей, по приезду основал в Жанаозене ТОО, связанное с поставкой ремонтного оборудования для нефтедобывающей отрасли. На кону стоял крупный контракт (на 34 миллиарда тенге!), который, соответственно, теперь ушел конкурентам, так как Абзала схватили перед поставкой первого агрегата. Еще штрихи к портрету «похитителя» со слов его брата: с детства освобождённый от физической культуры по состоянию здоровья и глаз, имеются протрузии межпозвонкого диска, грыжа, одна рука «полностью отключена». С другой стороны, Абзал с отличием закончил школу, знает несколько иностранных языков, никогда не привлекался даже к административной ответственности. На это следствие утверждает, что Абзал «якобы из-за своих интеллектуальных способностей был лидером происходящего».

* * *

И в завершении информация к размышлению. В марте этого года в Павлодаре силовики пресекли деятельность преступной группы, в которую входили бывшие сотрудники правоохранительных органов и участники ОПГ. По версии следствия, подозреваемые силой удерживали человека в его же автомобиле, требуя у него крупную сумму денег – пишет Baiganews.