• Главная
  • >
  • Две статьи с четвёркой на конце мчатся в одной упряжке

Две статьи с четвёркой на конце мчатся в одной упряжке

11.04.2025

Две политических статьи Уголовного кодекса с рифмующимися номерами – 174-я и 274-я – мчатся в одной упряжке, как два борзых скакуна, топча своими копытами двух казахстанских авторов, освещавших казахстанско-российские политические сюжеты.

9 апреля в Алматы начался судебный процесс по обвинению блогера Темирлана Енсебека в разжигании межнациональной розни (статья 174 УК РК), а вечером 10 апреля в Астане задержали журналиста Лукпана Ахмедьярова по обвинению в распространении ложной информации (статья 274 УК РК).

Алматинского блогера-сатирика задержали 17 января этого года, затем почти три месяца держали в СИЗО и теперь судят в режиме онлайн (судья и другие участники процесса находятся в судебном зале, подсудимый же – в камере СИЗО) за то, что он в январе прошлого года опубликовал в своём ютуб-канале KaxNews24 сатирический пост о российской телевизионной пропагандистке Тине Канделаки, сопроводив его репостом весьма спорной в плане общественного приличия песенки «Йоу, орыстар!» («Эй, русские!»). Как пояснил на первом судебном заседании сам Енсебек, он не является автором этой песни, она известна уже лет двадцать, а после начала путинской войны против Украины эту песню или её первую строчку сплошь и рядом используют казахстанском сегменте Интернета для выражения неприятия российской агрессии против Украины.

Что же касается задержанного вчера в Астане журналиста Лукпана Ахмедьярова, возглавляюющего ютуб-канал «Просто журналистика», а до переезда в Астану много лет редактировавшего газету «Уральская неделя», то его задержали по заявлению некоей жительницы Уральска, обвиняющей журналиста в распространении ложной информации о вербовке казахстанских граждан в российскую армию для войны против Украины.

Позднее задержанного журналиста отпустили, обязав его явиться на допрос утром 11 апреля.

Отметим, что по данному уголовному делу Лукпан Ахмедьяров формально проходит не как подозреваемый или обвиняемый, а всего лишь как свидетель, имеющий право на защиту. Однако из практики по таким делам давно известно, как легко свидетель с правом на защиту превращается в обвиняемого с правом на защиту, каковое превращение наводит правозащитного наблюдателя на подозрение об изначально задуманной полицейскими или гебистами простенькой двухходовке: сначала свидетель, потом обвиняемый. К тому же свидетелей обычно вызывают на допрос повесткой, а не устраивают уличное маски-шоу при свете ночных фонарей (в случае с Лукпаном было и то, и другое: сначала вечернее маски-шоу, потом вызов на допрос завтра).

Будет интересно узнать, какие аргументы выставят ил уже выставили в подтверждение ложности распространённой Ахмедьяровым информации о вербовке казахстанцев на российскую войну против Украины: не будет ли там и такого аргумента, что-де такое вообще невозможно, поскольку в казахстанском законодательстве есть статья о наёмничестве с нехилым сроком. В ответ на это приведу опубликованную в начале этого месяца информацию о составлении участниками украинского государственного проекта «Хочу жить» максимально проверенного списка граждан Казахстана, воюющих на стороне России против Украины. В этом списке указаны фамилия, год рождения, дата подписания контракта и номер жетона 661 казахстанца, а в отношении 78 из них указаны дата смерти.

Совершенно очевидно, что казахстанский журналист Лукпан Ахмедьяров, предавая гласности поступившую к нему от родственников вербуемых на чужую войну парней из казахстанской глубинки, стремился избавить этих парней от попадания ещё двадцати имён в тот самый список. Если же наши власти всерьёз вознамерились посадить Лукпана за распространение ложной информации, то пускай они сначала заменят в этой формуле слово !ложной» на «нежелательной» и добавят% нежелательной для ушей московских начальников. Хотя столицей Республики Казахстан вроде бы является не Москва, а Астана, где вчера задержали Ахмедьярова, а культурной столицей является не Санкт-Петербург, а Алматы, где позавчера начали судить Темирлана Енсебека.