Алматинский блогер Дамир Кушеев, написавший пост о безобразиях в уголовно-исполнительной системе, сам оказался в её объятиях – его обвиняют в вымогательстве у антигероя его поста. Тем временем жена арестованного блогера не может добиться свидания с мужем и просит поддержки у прокуратуры.
3 апреля к дверям приёмной городской прокуратуры Алматы подошла женщина с двумя годовалыми малышами на руках и двухлетней девочкой в детской коляске (по словам женщины, всего в их семье пятеро детей, но двое старших в это время находились в школе Акмеир Кушеевой уже несколько раз обращалась в прокуратуру по поводу своего мужа Дамира Кушеева, арестованного в январе этого года за свою общественную активность. Прежние обращения в надзорный орган не дали никакого результата и теперь жена арестанта обратилась к журналистам, которых пригласила гражданская активистка Айжан Макашева, защищающая Дамира с момента его задержания. Вот что рассказали эти две женщины о деле блогера Кушеева.
23 января он был задержан полицией, в затем арестован следственным судом на два месяца следственного ареста по обвинению в самоуправстве. Сейчас эти два месяца уже истекли, но против Дамира выдвинули новое обвинение – в вымогательстве, по которому арестовали на другие два месяца. Действия же Дамира, которые полиция квалифицировала как попадающие сначала под одну, а потом и под другую, гораздо более тяжкую, статью Уголовного кодекса, состояли вот в чём (воспроизведу рассказ его супруги и сопровождавшей её активистки Айжан).
20 января этого года Дамир Кушеев увидел в соцсетях выставленное неизвестным ему пользователем видео, на котором запечатлено дорожное происшествие, совершаемое водителем крутой «тачки». Которого задерживают полицейские, но он при этом демонстрирует уверенность в своей полной безнаказанности. В герое этого видео Кушеев узнал бывшего мажилисмена от партии «Нур Отан» Бахтияра Блаева, осужденного за коррупционное преступление и отбывающего срок в учреждении минимальной безопасности (колония-поселение). Хоть безопасность в названии этого типа пенитенциарных учреждений и минимальная, но разъезжать по городу на собственном авто находящийся в такой колонии осужденный явно не должен. Эти соображения Кушеев изложил в своём посте, в котором посетовал на то, что «хозяева жизни» остаются таковыми даже и оказавшись за решёткой.
Не довольствуясь одной лишь констатацией, Дамир Кушеев поехал в учреждение, подопечным которого числится Бахтияр Блаев, добился приёма у начальника учреждения, которому задал вопрос о том, почему у него отдельно взятые осужденные отбывают срок столь вольготно и как это связано с их прежним статусом. Свой разговор с начальником учреждения Кушеев описал в следующем посте. А через пару дней за ним самим пришли полицейские –и с этого момента Акмеир больше не видела своего мужа, а их дети – своего отца.
По словам женщины, ведущие дело следователь из Департамента полиции Алматы ни разу не дал её свидания с мужем, она находится в полном неведении о его положении в СИЗО. Квалификацию действий Дамира как самоуправства его супруга и поддерживающая её активистка Айжан Макашева считают смехотворной, подтверждением чему, по из мнению, служит даже и скорый отказ следствия от этой статьи: дескать, самим стало смешно. Однако вместо того, чтобы отпустить Дамира с извинениями или даже без оных, полицейские выдвинули Кушееву обвинение в вымогательстве у Блаева взятки – по-видимому за непубликацию того самого видео, которое вдохновило Кушеева на первый пост и визит в колонию.
Рассказав обо всём этом журналистам, Акмеир с детьми и Айжан отправились в приёмную прокуратуры добиваться приёма у прокурора Алматы или у прокурора по надзору за следственными действиями полиции.