Астана намерена взять на себя повышенные обязательства по выполнению рекомендаций Совета ООН по правам человека, тогда как большинство из них плавно перетекло из предыдущих сезонов. И затронет ли выполнение все то, что связано с гражданскими и политическими правами?
На площадке консультативно-совещательного органа «Диалоговая площадка по человеческому измерению» (КСО ДПЧИ) при МИД РК перед самым Наурызом прошло обсуждение рекомендаций, полученных после отчета Казахстана 23 января этого года в Совете ООН по правам человека в рамках Универсального Периодического Обзор (УПО) (см. «Необратимость “беспрецедентного процесса”»).
Выдать на-гора
В этот раз на встрече собрались участники Рабочей группы по рассмотрению рекомендаций, полученных в рамках УПО и Международного Пакта о гражданских и политических правах. До этого прошли дискуссии, также привязанные к отчету Казахстана, касавшиеся представленного правозащитниками Национального плана действий в области прав человека на 2025-2030 год и предложений экспертов ООН в части продолжения борьбы с пытками (см. «Война план покажет», «Начало конца казахстанской «истории пыток»?)
По словам вице-министра юстиции РК Ботагоз Жакселековой, «делегации более ста государств подчеркнули поступательный прогресс Казахстана в развитии законодательных, практических и других мер в области защиты прав человека и выполнения руководящих принципов основных международных документов в области прав человека».
Тем не менее, Казахстан получил 294 рекомендации, из которых 238 повторяют прежние, полученные по итогам 3-го цикла УПО. Оставшиеся 56 рекомендаций представлены впервые. С одной стороны хорошо – указано не так много новых больных точек, с другой – 238 зависших с прошлых лет.
Таким образом, очевидно, что основная масса рекомендаций государством была либо проигнорирована, либо не удалось добиться каких-то показательных успехов.
По предварительной информации Ботагоз Жакселековой, планируется поддержать «больше 254 рекомендаций», то есть 86 процентов. Что вызвало похвалу присутствовавшего советника по правам человека Регионального офиса ООН по правам человека в Центральной Азии (УВКПЧ ООН) Павло Бялика, сказавшего, что по статистике государства в среднем соглашаются на 75 процентов рекомендаций. С этой точки зрения Казахстан взял повышенную планку.
Суть рекомендаций, перечисленных госпожой Жакселековой – продолжение начатых реформ, направленных на ликвидацию всех форм дискриминации женщин, защиту прав детей и лиц с инвалидностью, совершенствование системы образования, здравоохранения и социального обеспечения, присоединение к Конвенции Совета Европы по правам человека по борьбе с бытовым насилием. Далее – необходимость присоединения к Международной конвенции о защите прав всех трудящихся мигрантов и Конвенции о статусе апатридов. Правда, ни слова с ее стороны о десятках рекомендаций в части соблюдения политических и гражданских прав.
Кто-то существует, кто-то недоедает
Руководитель «Хартии за права человека» Жемис Турмагамбетова обратила внимание на положение ЛГБТ-сообщества.
– Мы не можем закрыть глаза на т, что они существуют и надо с этой категорией лиц что-то делать, – предложила она. Причем «что-то делать» – не так, как это сейчас делает Дональд Трамп.
На что получила ответ: «У нас никаких ограничений нет, петиция была, но она была отклонена, но тем не менее в обществе, конечно, есть обсуждения и мы уважаем мнения отдельных лиц по этому вопросу».
Другой вопрос касался перспектив присоединения Казахстана к европейским конвенциям, не будучи членом Совета Европы.
Здесь ситуацию прояснил Станислав Василенко, посол по особым поручениям, отметив, что в любом случае Казахстан сотрудничает по ряду конвенций и в недалеком будущем возможно присоединение нашей стран к европейской Конвенции по предотвращению и борьбе с насилием в отношении женщин и насилием в семье, также есть приглашение от Совета Европы присоединиться к Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию и к Будапештской конвенции по ответственности за киберпреступления.
Динара Есимова, Доктор PhD по социальной работе и эксперт ряда международных проектов, говоря о своевременности рекомендаций по правам женщин и детей, акцентировалась на двух моментах: почти половина рекомендаций Совета ООН касается защиты прав женщин и в повторяющихся рекомендациях немало касающихся прав детей. Также она напомнила, что, согласно отчета Всемирного банка, более 40 процентов детей в Казахстане проживают в бедности; в другом документе, связанном с достижением Казахстаном Целей устойчивого развития ООН, пишется, что порядка 40 процентов казахстанских детей попросту недоедает.
«Необязательно ходить на улицу и громить»
Ожидаемо, что тревога в связи с положением с гражданскими и политическими правами не встретила понимания со стороны представителей государства.
Правозащитница Анара Ибраева, эксперт фонда «Кадыр-касиет», не в первый раз на площадке МИДа поднимает тему, которую на высоких трибунах предпочли бы лишний раз не будировать – безопасность правозащитников и журналистов, а также создание благоприятных условий для гражданского общества.
– То, что у нас более пятисот правозащитников ежегодно на протяжении последних нескольких лет подвергалось различного рода угрозам – это тоже вызывает большую озабоченность, – говорит Ибраева. Со стороны Коалиции правозащитников ранее предлагалось создание механизма по защите правозащитников и принятие Закона о правозащитной деятельности. Кроме того, она говорит, что правозащитники, подвергаясь давлению, не могут воспользоваться эффективными мерами правовой защиты. Хотя оно и логично, поскольку угрозы и давление исходят от тех самых государственных силовых структур.
Еще одно предложение с ее стороны – создание региональных планов действий в области прав человека, так как у каждого региона своя специфика, неучтенная общим правительственным планом.
Наконец, Анара Ибраева наступила на еще одну больную мозоль Акорды. По жалобам в конвенционные органы ООН на государство вынесено уже порядка 70 решений в пользу пострадавших, тем не менее в их исполнении практически конь не валялся. Либо это целенаправленная политика игнорирования решений всемирной организации, чьим членом является Казахстан, либо… Пока, иную версию выдвинуть трудно.
– Когда же депутаты внесут в процессуальные кодексы одним из оснований для пересмотров, вступивших в силу судебных актов вынесенные Комитетом ООН (по правам человека – авт.) соображения? – задалась вопросом Ибраева.
Модератор встречи, посол по особым поручения Алия Надиркулова, высказала непомерное удивление цифре преследуемых: «Пятьсот кейсов – откуда вы их берете?»
Однако же, если только один правозаступник из Петропавловска Вадим Курамшин за полгода умудрился попасть в десяток передряг благодаря чаяниям органов внутренних дел, то данные Анары Ибраевой особых нареканий не вызывают.
Не вызвало восторга и предложение о законе о правозащитниках и механизме их защиты.
– У нас уже есть ассоциации адвокатов, юристов, и даже в ООН, говоря о правозащитниках, делаются ссылки на профессиональные объединения, – считает Надиркулова, дав понять, что правозащитникам отдельный статус вряд ли светит.
О невыполнении Казахстаном решений ООН дипломат парировала дипломатично:
– Создана Межведомственная рабочая группа при Министерстве юстиции, где обсуждаются все решения Комитета ООН по правам человека…
Однако к чему приводят такие обсуждения недоговорила.
Зато позитивную оценку вызвало предложение о региональных планах действия.
Со-учредитель ОФ «Еркіндік Қанаты» Елена Швецова подхватила инициативу Анары Ибраевой и выложила список рекомендаций, на основе ооновских, которые вряд ли окрылят официальную Астану.
– Проведение независимых выборов и публикация протоколов;
– Принятие на деле уведомительной практики по Закону о мирных собраниях и перестать привлекать к ответственности участников, не допустивших нарушение общественного порядка;
– Прекращение попыток внедрения закона об иноагентах;
– Принятие антидискриминационного законодательства;
– Наконец, рекомендация «от себя» – проведение справедливого судебного процесса над сатириком Темирланом Енсебеком.
Со своей стороны посол по особым поручениям предложила, что раз уж «главная задача митингующих – быть услышанными», то пусть используют петиции, Закон об общественном контроле и на худой конец площадки типа КСО ДПЧИ.
– Используйте методы, которые правомерны, необязательно ходить на улицу и громить, – посоветовала она.
По поводу иноагентов, дипломат ушла в сторону существующего списка организаций и лиц, получающих финансирование из-за рубежа. Список действительно ни о чем. Однако предложение Швецовой исходило от новой инициативы депутата Ирины Смирновой, скорее всего, одобренной наверху.
Но в целом, несмотря на некоторые расхождения, разговор состоялся, пусть даже его участники по ряду тем остались при своих.
Что дальше
- Через три месяца Казахстан должен представить в Совет ООН по правам человека свою позицию по рекомендациям: сколько принято, сколько принято во внимание (по факту отклонено).
- На середину лета запланирована защита Казахстаном выполнения своих обязательств по Международному Пакту о гражданских и политических правах.
- На последующие четыре года будет разработан межведомственный план для отслеживания выполнения принятых рекомендаций.
* * *
Диалоговая площадка при МИД РК образовалась в 2013 году по инициативе МИД РК. На ее территории происходит обсуждение вопросов, связанных с правами и свободами казахстанцев в рамках международных обязательств государства. В заседаниях принимают участие заинтересованные ветви власти, представители гражданского общества и международных организаций. В рамках КСО ДПЧИ есть возможность предоставления органам власти рекомендаций по улучшению ситуации с правами человека.
Данный материал подготовлен при финансовой поддержке правительства Великобритании для международного развития. Мнения, выраженные в данном материале, не обязательно отражают официальную точку зрения правительства Великобритании.
ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЛЯ КОЛЛАЖА: https://www.gov.kz/