• Главная
  • >
  • Йоу, судьи! Процесс о нехорошей песне второй раз отложен

Йоу, судьи! Процесс о нехорошей песне второй раз отложен

21.02.2025

Сегодня в Алмалинском районном суде снова должно было начаться рассмотрение уголовного дела блогера-сатирика Темирлана Енсебека, находящегося в заключении с 17 января этого года.

Ранее начало суда уже назначали на 14 февраля, затем переносили на 21-е, а сейчас отложили без уточнения конкретной даты “по причине семейно-личных обстоятельств”. Тем временем в социальной сети Фейсбук появился мощный правозащитный обзор дела Енсебека, представленный видной казахстанской правозащитницей Татьяной Чернобиль, который мы воспроизводим на нашем сайте.

Закон и порядок, говорите?

Я снова о деле сатирика Темирлана Енсебека. Мы помним, что ему предъявлено обвинение в экстремистском преступлении: разжигании национальной розни. Экстремистское оно потому, что статья 174 (о разжигании) первой упоминается в перечне признаваемых нашим УК экстремистскими преступлений.

И у меня не бьётся. Возьмём порядок.

Шаг 1 Темирлан, в качестве музыкального сопровождения к своему посту на qaznews24, пародирующему новость о якобы релизе музыкального сингла, использует известную хулиганскую, незапрещенную на тот момент, песню в стиле гангста-рэп.

Шаг 2 Спустя 3 месяца полиция «в ходе мониторинга соцсетей» обнаруживает «материал, содержащий явные признаки разжигания межнациональной розни» (пост на qaznews24) и начинает досудебное расследование в отношении ничего не подозревающего тем временем Енсебека.

Шаг 3 Спустя еще 9 месяцев (т.е. год со дня публикации) Енсебеку наконец сообщают о ведущемся в отношении него расследовании, предъявляют обвинение и закрывают сначала на 72 часа, в затем на 2 месяца теперь уже до суда.

Шаг 4 Полиция начинает искать авторов самой песни.

Шаг 5 Тогда же Минкультинфо убеждается [1], что песня или ее фрагменты «зафиксированы на 22 иностранных интернет-ресурсах и на площадках онлайн-платформ TikTok (12), YouTube и ВКонтакте (2)», благополучно добивается удаления песни с ТикТок и направляет уведомления остальным интернет-ресурсам и онлайн-платформам «для принятия мер» по ее удалению.

Шаг 6 Плюс-минус в те же даты Instagram удаляет злополучный пост.

Шаг 7 Песня, оскорбляющая чувства «целого этноса» (как говорит обвинение), объявляется таким образом противоправной [2].

Так что же тут не сходится? Берём закон.

Принятый в 2023 году закон «Об онлайн-платформах и онлайн-рекламе» [3] предусматривает совершенно другой порядок борьбы с распространением противоправного контента. Обратите внимание: акцент на борьбе прежде всего с контентом , а не с человеком .

И порядок этот такой (и тут подключается другой закон – закон «О связи» [4]):

Шаг 1 Допустим полиция выявляет контент, с признаками противоправного, в, допустим, публикации, допустим, qaznews24.

Шаг 2 Генпрокуратура требует от Минкультинфо «принять меры по временному приостановлению доступа к […] размещенной на интернет-ресурсе информации».

Шаг 3 Если же распространение информации «может привести к совершению тяжких и особо тяжких преступлений, а также преступлений, подготавливаемых и совершаемых преступной группой» – а статья 174, напомню, относится как раз к тяжким, – предусмотрен другой алгоритм реагирования. В таких случаях уже КНБ «вправе приостанавливать работу сетей и (или) средств связи, оказание услуг связи, доступ к интернет-ресурсам и (или) размещенной на них информации» и не позднее суток доложить о предпринятых мерах в ГП.

Шаг 4 Немедленно по получении представления от Генпрокуратуры, т.е. в течение часа, Минкультинфо или КНБ обязаны «направить операторам связи, собственникам и (или) законным представителям онлайн-платформ и (или) в государственную техническую службу предписание о принятии мер по его выполнению».

Шаг 5 Онлайн-платформы обязаны отреагировать на полученное от официального Казахстана распоряжение в течение 2-х часов и удалить, допустим, размещенную информацию.

Шаг 6 Только в этот момент, с помощью интернет-платформы, начинается выявление лица, распространившего противоправную информацию.

Шаг 7 Человек установлен, ОК. Минкультинфо направляет ему_ей «уведомление с требованием принять меры по удалению [контента] в течение шести часов».

Шаг 8 Распространивший, как оказалось противоправную, информацию человек в течение соответственно 6 часов информацию удаляет, о чем информирует Минкультинфо.

Шаг 9 Минкультинфо сообщается с онлайн-платформой, говорит, что контент удален, можно возобновлять работу.

Шаг 10 Проблема решена, все расходятся.

Так что же пошло не так в деле Темирлана Енсебека?

Дело в том, что ни он сам, ни его паблик не получали ни-ка-ко-го уведомления ни от кого из казахстанских госорганов во-об-ще, пока те его «разрабатывали» (или как это у них называется), и пока «противоправный» контент спокойно висел, набирая охваты, разжигая и провоцируя. Только спустя год (!), то есть уже после поимки и помещения под стражу якобы покусившегося на мир и безопасность Темирлана Енсебека, предъявив ему обвинение в экстремизме, ҚР Мәдениет және ақпарат министрлігі наконец выполнило предписываемую ему законом «О связи» и законом «Об интернет-платформах и интернет-рекламе» работу.

Почему, минуя все возможные, описанные выше, предусмотренные законом, шаги, досаждающему, судя по всему, властям политическому сатирику Т. Енсебеку без предупреждения вменяют уголовную статью с риском лишения свободы аж на 7 лет? Дело точно в песне?

Между тем, в законе «О связи» говорится, что все, то есть «Уполномоченный орган в области масс-медиа, органы национальной безопасности Республики Казахстан, правоохранительные органы Республики Казахстан, операторы связи, собственники и (или) законные представители онлайн-платформ и государственная техническая служба»

Все они «несут установленную законом ответственность за неисполнение определенного настоящей статьей порядка приостановления работы сетей связи и (или) средств связи, а также временного приостановления доступа к интернет-ресурсам и (или) размещенной на них информации».