Перейти из статуса домовладелицы в квартирантки можно за считанные дни, благодаря немудреной мошеннической практике, и никто наказания не понесет. Благо следствие и суд в таких делах предпочитают не встревать в гражданские отношения с признаками тяжкого преступления.
В последнее время в Западно-Казахстанский областной филиала КМБПЧ всё чаще обращаются жертвы мошеннических схем, не нашедшие справедливости после обращений в правоохранительные органы и суды.
В конце прошлого года в филиал Бюро обратилась жительница пригородного посёлка Деркул, 79-летняя пенсионерка Людмила Иннокентьевна Логиновская, лишившаяся собственности в результате мошенничества. После смерти своего мужа пожилая женщина познакомилась в 2021 году с некоей Любой, которая стала часто навещать её, проявляя сочувствие и оказывая знаки внимания. Войдя в доверие к Людмиле Иннокентьевне, Люба предложила ей помощь в оформлении наследства, сославшись на то, что её дочь Оксана Ниякая имеет связи в ЦОНе. Через некоторое время Оксана пришла к Логиновской с неким мужчиной, вместе с которым прожила потом несколько месяцев в доме Логиновской. воспользовавшись её беспомощным положением.
Одновременно с этим мать Оксаны стала уговаривать Логиновскую оформить дом на её дочь. Спустя ещё некоторое время Ниякая предложила Людмиле Иннокентьевне поехать к знакомому нотариусу, притом что ранее оформлением наследства Логиновской занимался другой, в чью сферу ответственности официально входит посёлок Деркул. Не понимая этих тонкостей и вообще не отдавая отчёта своим поступкам в силу преклонного возраста и почти полной глухоты, Логиновская написала то, что надиктовала ей Ниякая, и поставила свою подпись там, где та ей указала.
Таким образом от имени Логиновской был оформлен договор дарения недвижимого имущества. Через неделю после этого Ниякая и её знакомый покинули дом Логиновской, а спустя ещё некоторое время Люба сказала Людмиле Иннокентьевне, что та теперь не хозяйка дома, а квартирантка. После этого Логиновская обратилась в суд с заявлением о признании того договора дарения недействительным. В удовлетворении иска ей было отказано по мотивам истечения срока давности.
В офисе Бюро полагают, что суд не далеко не в полной мере дал оценку обстоятельствам «дарения» домовладения постороннему лицу, с которым заявительница ранее никогда не была знакома, не имела никаких контактов и отношений. Судом также не была назначена судебно-медицинская экспертиза на предмет выяснения дееспособности Логиновской в связи с её преклонным возрастом, глухотой и имеющимся онкологическим заболеванием.
Полагаем, что в этой истории усматриваются признаки мошеннических действий со стороны «одаряемого» лица и других лиц, способствовавших ему в этом.
В соответствии с нормами ч.3 ст. 270 ГПК РК установлено, что «если при рассмотрении дела суд обнаружит в действиях стороны, других участников процесса, должностного или иного лица признаки уголовного правонарушения, он сообщает об этом прокурору». Однако несмотря на имеющиеся явные признаки уголовного правонарушения суд не принял надлежащих мер.
Первичное обращение областного филиала КМБПЧ в интересах Логиновской было перенаправлено из прокуратуры ЗКО в прокуратуру города Уральска, а затем в управление полиции города, откуда был получен ответ следующего содержания: «Обращение, поступившее в УП г.Уральск, зарегистрировано (…) 06.12.2024 г. и рассмотрено следственным отделом Управления полиции Уральска. Сообщаем, что по данному обращению зарегистрировано КУИ (книга учета информации) № 242700030000938, по которому старшим следователем Масалимовой принято решение о списании в номенклатурное дело, так как в данном случае усматриваются признаки гражданско-правовых отношений. По данному факту вам необходимо обратится в гражданский суд. В случае несогласия с принятым решением вы вправе его обжаловать в установленном законодательством порядке». Данную отписку подписал заместитель начальника УП г.Уральска Курматов Д.Х.
Между тем, исполнитель – старший следователь Масалимова никаких проверочных действий не проводила, заявительницу и якобы «одаряемую» не опрашивала, ответ Логиновской не дала до настоящего времени, не разъяснила ей право на обжалование формального ответа. Таким образом, сообщение о тяжком преступлении фактически осталось без рассмотрения, а дело просто списано в архив. Заявительница не согласна с такой постановкой и бездействием должностного лица. В связи с такими обстоятельствами нами было направлено повторное обращение прокурору области. Какое решение по восстановлении и защите прав Логиновской надзорный орган, пока неизвестно.
ИЛЛЮСТРАТИВНОЕ ФОТО