Этническая чеченка Эльза Солтаева при сопровождении Владислава Хорева бежала из Чечни, став жертвой домашнего насилия. В Казахстане их задержали после пересечения границы по указке с российской стороны. К этому делу подключились сразу три филиала Бюро по правам человека (КМБПЧ).
– Она уже была в Макатском районе, поселке Доссор – позже ее переместили в РОВД. Я связалась с начальником РОВД, она сказал: «Мы не отнимали паспорт, мы просто взяли его, чтобы выяснить обстоятельства», – рассказывает Дарья Ульжагалиева из Атырауского филиала КМБПЧ. – На вопрос о причинах задержания, если она законно пересекла границу, он ответил, что поступила ориентировка в три района нашей области, на что они, дескать, должны были отреагировать и провести беседу. Затем он сказал, что родственники за ней едут, поскольку это «утеря родственных связей». Как я понимаю, на наших полицейских вышли с России с просьбой задержать по просьбе родственников, так как там она была объявлена в розыск.
– Во время второго звонка, начальник РОВД сообщил, что все нормально и она вместе с провожатым выехали в Актобе…, -дополнила она.
Дальше она оказалась в зоне внимания Актюбинского филиала правозащитной организации.
– К полуночи Эльза Солтаева вышла со мной на связь. Я обратилась в кризисный центр и мы решили разместить Эльзу там. Однако, еще раз обдумав ее ситуацию все-таки с Гульнур Идигеева (руководитель общественного фонда «Дәріс 2016» – ред) пришли к выводу спрятать девушку. В 02:20 на подъезде к Актобе их остановила патрульная машина, и приказали следовать за ними в третий отдел полиции города. Сотрудник представился как полковник полиции Жубатыров Айбек. По пути следования в отдел за ними ехала машина (номера РК, регион 07). Там находились мужчины кавказской национальности, которых также попросили следовать за патрулем в третий отдел.
После короткой беседы Эльзе и сопровождающему ее Владиславу Хореву дали в сопровождение патрульную машину и сказали, что лучше ехать в другой город, где более безопасно. Они согласились с рекомендацией и покинули Актобе.
На всем пути следования до нового места пристанища сменилось восемь патрульных машин.
Как сообщила юрист еще одного регионального отделения КМБПЧ (в целях неразглашения местонахождения Эльзы не указываем какого), сейчас они находятся в безопасном месте.
У Эльзы есть намерения обратиться в Казахстане за статусом беженца. Так что, возможно, будет еще один непростой экзамен для наших властей.
Ранее в России неоднократно происходили подобные ситуации, когда девушки были вынуждены бежать из Чечни, где распространены принудительные браки, или становясь жертвами домашнего насилия. Как правило, российские силовые структуры способствовали своим чеченским коллегам в вопросах возвращения беглянок домой, не спрашивая их мнения. Что с теми происходило дальше, неизвестно.