В Усть-Каменогорском специализированном центре для особенных детей не хватает восьми дефектологов, хотя по штатному расписанию их должно быть четырнадцать. Не исключено, что подобная ситуация складывается и в других регионах страны.
В ходе январского периодического превентивного посещения Усть-Каменогорского детский Центр оказания специальных социальных услуг Управления координации занятости и социальных программ Восточно-Казахстанской области участниками группы Национального превентивного механизма (НПМ) была выявлена серьёзная системная проблема: в данном учреждении остаются вакантными восемь должностей специалистов-дефектологов. Возможно, что это проблема системная не только для областного центра Восточного Казахстана.
Несмотря на то, что региональные вузы, такие как Восточно-Казахстанский университет имени Сарсена Аманжолова, готовят специалистов по образовательной программе «Дефектология», выпускники не стремятся устраиваться в детские Центры оказания специальных социальных услуг. Основная причина – обязательства выпускников государственных грантов. Согласно условиям, они обязаны отработать положенное время в образовательных учреждениях Министерства просвещения РК, тогда как детские Центры относятся к ведомству Министерства труда и социальной защиты населения.
Такой ведомственный барьер создаёт ситуацию, в которой «особенные» дети лишены возможности получить необходимую помощь от квалифицированных специалистов-дефектологов.
Примечательно, что заработная плата дефектолога в детском Центре специальных социальных услуг превышает 200 тыс. тенге. Однако даже финансовая привлекательность не компенсирует юридические и ведомственные ограничения, вынуждая выпускников выбирать учреждения образования.
Ситуация с нехваткой дефектологов ярко описывается народной пословицей: «У семи нянек дитя без глаза». Дети с особыми образовательными потребностями лишены полноценной профессиональной помощи, что естественным образом сказывается на их развитии и качестве жизни.
Невзирая на проблему, её не решают ни региональное Управление координации занятости и социальных услуг, ни Управление образования, ни представитель Уполномоченного по правам человека, ни другие государственные органы, которые обязаны защищать права детей. Ведомственная разобщённость продолжает лишать «особенных» детей шанса на качественную коррекционную помощь.
Возможно, что для решение этого вопроса необходимо:
1. Устранение ведомственных барьеров между Министерством просвещения и Министерством труда и социальной защиты населения Республики Казахстан.
2. Создание специального механизма распределения выпускников образовательной программы «Дефектология» в учреждения социальной защиты.
3. Усиление межведомственного взаимодействия для защиты прав детей с особыми образовательными потребностями.
Эти шаги, очевидно, помогут восполнить дефицит специалистов и обеспечат детей с особыми потребностями необходимой профессиональной поддержкой.
ФОТО: фонд «Болашак»