В Казахстане расширяется деятельность коалиции НПО, так или иначе связанных с противодействием дискриминации в своих направлениях. Между тем, давно прошел дедлайн для создания в стране антидискриминационной структуры, обозначенной в Указе Президента РК.
В рамках программы QADAM при поддержке USAID будет оказано содействие по дальнейшей работе Коалиции НПО Казахстана против пыток, действующей с 2007 года, а также созданной в 2023 году Коалиции по противодействию дискриминации. На тот момент в Коалицию вошли Детский Фонд Казахстана, Союз кризисных Центров, Фонд развития парламентаризм в Казахстане, Феминита, Инициатива «Права особенного ребенка», Ассоциация Религиозных объединений Казахстана, ОФ Ар.Рух.Хак, а также, ряд независимых экспертов и правозащитников.
На данный момент в рамках Коалиции, инициированной Казахстанским международным бюро по правам человека (КМБПЧ), была сформирована Рабочая группа для продвижения разработанного досье на подготовленный Коалицией проект Закона РК «О Совете по обеспечению равенства и защите от дискриминации» и еще несколько законодательных инициатив. Также на сегодняшний день КМБПЧ имеет предварительные договоренности с рядом государственных органов о вхождении их в состав Рабочей группы.
В связи с деятельностью второй, антидискриминационной коалиции, состоялась встреча представителей организаций, которые борются с дискриминационными проявлениями в своих сферах (люди с инвалидностью, религиозные меньшинства, политические и гражданские активисты, ЛГБТ-сообщество и другие).
Правозащитник Евгений Жовтис, в настоящее время главный эксперт-консультант КМБПЧ, предваряя встречу обратил внимание, что во множестве рекомендаций, полученных Казахстаном на уровне ООН от комитетов и спецдокладчиков, которые занимаются недискриминацией, неоднократно указывалось, что в Казахстане нет законодательного определения дискриминации, соответственно, нет институтов и нет процедур по ее противодействию. Действующая норма Конституции также не работает, как и соответствующая статья Уголовного кодекса, касающиеся равноправия.
Говоря о проекте антидискриминационного законодательства, чтобы «не пугать» государство было предложено принять не специальный закон о дискриминации, а на законодательном уровне создать специальную структуру – Совет по ликвидации дискриминации, используя опыт Молдовы.
Однако, как это часто бывает, инициатива была встречена с настороженностью. Долгое время государство в лице Министерства юстиции и Генеральной прокуратуры предпринимали тактику «агрессивной защиты», поясняет Жовтис. В то же время имеются сторонники в лице МИДа, принимающего в свой адрес критику извне, и Комиссии по правам человека при Президенте РК. Но и те очень сильно зависят от политической конъюнктуры.
Какие-то первые телодвижения начались после печальных Кордайских событий в 2020 году, как минимум, был создан Комитет по развитию межэтнических отношений при Министерстве культуры и информации.
– Власти попытались сделать какой-то шажок, особенно в преддверие отчета РК в Совете ООН по правам человека, что выразилось в пункте 24 указа Президента РК о Плане действий в области прав человека. И там говорилось, что пока надо создать Рабочую группу и рассмотреть вопрос о создании такого законодательства или какого-то органа. И даже был установлен срок – апрель 2024 года, хотя до сих пор никаких подвижек нет, – сожалеет Евгений Жовтис.
В свою очередь опасения властей вызвали три категории населения, сталкивающиеся с «специфическими» подходами:
– Религиозные меньшинства
– Сексуальные меньшинства
– Этнические меньшинства
По крайней мере по двум первым категориям государство пытается предпринять попытки «наезда» в виде инициирования нового закона о религиозных объединениях или загнать в подполье ЛГБТ-сообщество и феминисток.
Как разъясняет далее правозащитник, власти постарались деполитизировать тему, сведя все к двум блокам: к женщинам и к лицам с инвалидностью. И одновременно со своей стороны начали будировать возможность написания альтернативного проекта законодательства или внесения своих предложений, озвученных в прошлом году Усеном Сулейменом и Галиной Моисеенко (являются представителями организаций, созданных государством в направлении улучшения имиджа страны в области прав человека для международной аудитории). Первая идея – создание рамочного закона, который бы давал понятийный аппарат, и наделить необходимыми полномочиями Министерство юстиции. Вторая – вообще ничего нового принципиально не принимать, а вносить поправки в действующее законодательство.
– Я им пытался объяснить, что вы можете внести поправки в трудовое право или закон о людях с инвалидностью и пытаться создать какие-то механизмы, но это ничего не дает, потому что дискриминация – понятие более широкое. Министерство юстиции – это тоже совершенно не те функции и не та компетенция, и если наделить минюст полномочиями рассматривать жалобы, то как это будет работать и какова будет обязательная сила таких решений? – задается вопросами Жовтис.
На сегодняшний день эти идеи тоже ушли в тень. Поэтому актуальными остаются предложения и наработки Коалиции.
В качестве предварительной стратегии на ближайшие три года Коалиция предлагает:
– Получить рекомендации от Совета ООН по правам человека, где эта тема определенно возникнет
– Проводить системную адвокацию для получения соответствующего определения дискриминации со всеми ее формами и видами; и определения того, кто из государственных органов будет этим заниматься.
– Продолжать мониторинг и сбор фактов с последующими стратегическими тяжбами по отдельным кейсам (в настоящий момент направлена жалоба в Комитет ООН по правам людей с инвалидностью и готовится жалоба на ограничения мирных собраний для феминистских инициатив – в Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин).
А дальше уже, как и все в нашей стране, зависит от политической воли ее руководства или руководителя.
– Для них это –красная тряпка, у нас не может быть дискриминации. И как только появляется этот термин, моя попытка объяснить, что дискриминация – это вообще не в уголовно-правовой сфере. Это нормальный термин гражданского права, когда есть некое различие, которое не обосновывается разумными критериями. Не надо воспринимать дискриминацию как апартеид, расизм и все прочее, – высказывается Евгений Жовтис.