16 января городской суд Алматы отклонил частную жалобу гражданской активистки Анары Аккозиной на постановление судьи СМАСа об отказе признать незаконным решение городского акимата о запрете на проведение митинга против строительства АЭС в Казахстане.
Как легко заметить из представленной в подводке к этому материалу новости, история эта с немалым стажем: как мы помним, общенациональный референдум по строительству в Казахстане атомной электростанции проходил 6 октября.
Митинг – акимат – адмсуд – горсуд
В середине сентября Анара Аккозина подала в акимат Алматы уведомление о проведении митинга по теме предстоящего референдума, однако акимат отказался согласовать митинг, сославшись на занятость всех отведённых для мирных собраний площадок другими мероприятиями Однако никаких мероприятий в указанное время в указанных местах проведено не было, в связи с чем Аккозина уже после референдума обратилась в межрайонный административный суд Алматы с исковым заявлением о признании действий акимата незаконными.
20 октября этот иск был рассмотрен в судебном заседании, которое судья СМАСа Ботагоз Омен провела с явными нарушениями судебной процедуры, состоящей из судебного следствия и прений сторон. Выслушав аргументы истицы и её представителя Маржан Аспандияровой о незаконности акиматовского отказа и ответные аргументы представителей акимата о том, что всё было законно, судья отвлеклась на рассмотрение процедурного ходатайства стороны истца о разрешении присутствовавшим на суде журналистам производить фотосъёмку процесса и ушла в совещательную комнату. Однако вернувшись через некоторое время в зал заседания, судья огласила своё решение отнюдь не по процедурному вопросу о фотосъёмке, а сразу по собственно по исковому требованию, отринув проведение прений сторон как пустую формальность.
Вынесенное таким экстравагантным образом решение об отказе в удовлетворении исковых требований Аккозиной о признании акиматовского отказа согласовать проведение антиядерного митинга послужило Анаре и Маржан основанием для подачи частной жалобы на действие судьи омен в городской суд Алматы. Назначения даты её рассмотрения пришлось ждать два с половиной месяца – оно состоялось уже в новом году, а именно 9 января. В отличие от своей предшественницы из СМАСа, судья горсуда Ерлан Нуралиев судебной процедуры не нарушал, выслушав аргументы сторон в ходе обеих стадий судебного заседания, однако в завершении оного не стал удаляться в совещательную комнату, а назначил оглашение вынесенного решения на 16 января.
Каким было оглашённое сегодня определение Алматинского городского суда по данному делу, читателю этих заметок уже известно: в удовлетворении частной жалобы отказать, решение суда первой инстанции оставить без изменения. Как видим, городской суд южной столицы не усмотрел ничего незаконного ни в явном вранье акиматовских чиновников, ни в странном поведении судьи СМАСа. Таким образом нам очередной раз продемонстрировали тесную спайку между чиновниками акиматов и служителями вполне себе зрячей Фемиды в деле удушения свободы мирных собраний в Казахстане.
Пикет – акимат – адмсуд
Теоретически допускаю, что у кого-то из читающих эти строки возникнет сомнение на предмет того, насколько корректно делать такое обобщение на базе одной-единственной судебной истории – и готов отметить на такое сомнение указанием на тот факт, что данная история отнюдь не уникальна. Как уже говорилось выше, подача уведомления о проведении митинга, отказ акимата согласовать его и первый суд по этому делу происходили осенью прошедшего года, а второй суд – уже в январе наступившего года. Практически в это же время, а именно в ноябре и декабре 2024 года в том же Алматы происходила аналогичная эпопея гражданской активистки Жамили Бурабаевой.
Эта женщина дважды подавала уведомления о проведении оинчого пикета за права инвалидов, и оба раза акимат Алматы отказывал ей под предлогом наличия в обеих указанных ею локациях неких стратегических объектов, митинговать перед которыми запрещено специальным постановлением маслихата Алматы. Какие именно стртегические объекты находятся на алматинских площадях Абая и Республики, чиновники не указали. Когда же гражданка Бурабаева и её представитель Ерлан Калиев подали исковое заявление в СМАС Алматы о признании действий акимата незаконными, представители органа городской власти заявили на суде, что стратегическим объектом является проезжая часть улицы Сатпаева и проспекта Достык.
Данное дело рассматривалось в СМАСе вечером 30 декабря, наверняка став таким образом последним судебным процессом 2024 года во всех казахстанских судах. Однако это обстоятельство было единственным моментом уникальности, тогда как вынесенное судьёй Бейбитом Мендыгалиевым оказалось вполне себе стандартным: в удовлетворении исковых требований отказать. Не исключаю, что активистка Бурабаева и юрист Калиев подадут или уже подали апелляционную жалобу на определение СМАСа в Алматинский городской суд, где их скорее всего ждёт финал, идентичный сегодняшнему финалу дела Аккозиной и Аспандияровой. Рад буду ошибиться с таким предположением, но не особо надеясь на то, что горсуд доставит такую радость мне и другим сторонникам свободы мирных собраний и справедливого судопроизводства в Казахстане.
Митинг – акимат – судебный иск, а также свежий отказ
А вот ещё два митинговых сюжета, в которых говорить о судах пока ещё рано, поскольку в первом случае гражданский активист, получивший отказ акимата в согласовании митинга, уже подал иск в административный суд, но дата рассмотрения его иска ещё не назначена, в другом же случае отказ в согласовании митинга получен буквально вчера.
30 декабря прошлого года житель города Усть-Каменогорска Леонид Карташов подал в местный СМАС исковое заявление о признании незаконными неоднократных отказов городского акимата в согласовании его уведомлений о проведении митинга против введённого в Казахстане весной прошлого года единого часового пояса. Мотивы отказов были точно такими же, как в случае с попыткой Анары Аккозиной провести митинг против строительства АЭС: дескать, все отведённые для митингов площадки уже заняты под другие мероприятия. И точно так же, как и в алматинской антиядерно-митинговом сюжете, устькаменогорские локации в указанное время бессовестно пустовали.
А уже 15 января акимат Алматы известил уполномоченного члена инициативной группы по проведению в Международный женский день митинга или марша феминисток Любовь Воронцову об отказе согласовать поданное ею уведомление. В качестве мотива отказа названа возможность нарушений общественного порядка со стороны лиц, которых может спровоцировать заявленная тема митинга или марша – иными словами, сама по себе феминистская повестка.
Комментируя этот политико-юридический казус, правозащитница Татьяна Чернобиль напомнила о том, что в марте 2021 года акимат согласовал проведение феминистского марша по алматинской улице Шевченко от парка Махатмы Ганди на площадь Чокана Валиханова, а в марте 2022 года (всего через два месяца после очень сильно напугавших всех алматинцев событий Канды Кантара) согласовал проведение феминистского митинга на площади Валиханова. В обоих случаях никаких силовых вылазок со стороны склонных распускать руки антифеминистов не наблюдалось, если не считать одиночной попытки некоего мелкого провокатора вырвать плакат из рук участницы митинга. Однако в 2023 и 2024 годах попытки алматинских феминисток согласовать митинг и тем боле марш натыкались на отказы акиматовских чиновников.
Митинговая активность в 2022-м и её зажим в 2023-24 годах
Вообще здесь следует отметить, что в феврале и марте 2022 года в Алматы прошли не менее как минимум пять больших митингов на всех трёх отведённых постановленеим маслихата локациях, а именно на площади Валиханова, в парке имени Ганди и в сквере «Сарыарка». Самым массовым из них был митинг против российской агрессии в Украине, фотографии с которого до сих пор используются казахстанскими и международными СМИ в качестве иллюстраций в публикациях на темы отношения казахстанцев к войне России против Украины и казахстанско-российских взаимоотношений. Однако на все попытки гражданских активистов согласовать новые митинги с антивоенной повесткой акимат неизменно отвечает отказом.
В этом плане противникам путинской войны и сторонникам Украины остаётся лишь говорить спасибо (рахмет и дякую) акимату и полиции за то, что хотя бы не задерживали и не привлекали к административной ответственности людей, приходящих с цветами, свечами и флагами Украины и Казахстана к памятнику Тарасу Шевченко. Так бывало в дни годовщин российского вторжения в 2022-м и провозглашения независимости Украины в 1991-м.
Завершая этот обзор невесёлой ситуации со свободой мирных собраний в Казахстане на старте наступившего две недели назад 2025 года, нам хотелось бы (пусть даже и вопреки всему рассказанному в данном обзоре) поделиться слабой надеждой на некие изменения к лучшему в данной сфере, если таковые наметятся в наступившем году. Будет очень хорошо, если власти нового Казахстана (интересно, кто-то ещё помнит эту токаевскую формулу весны 2022-го?) прекратят тотальную блокировку митинговой активности граждан и освоят в наступившем году цивилизованное отношение к мирным собраниям в соответствии с международными обязательствами Казахстана.