Зеленая волна

13.01.2025

Последнюю встречу 2024 года на «Диалоговой площадке по человеческому измерению» в Астане посвятили относительно нейтральной «зеленой» теме. Однако выйти на сплошном позитиве не получилось.

Государство опять все услышало?

В самый канун нового года в Министерстве иностранных дел РК в рамках консультативно-совещательного органа «Диалоговая площадка по человеческому измерению» состоялась завершающая встреча, где, по всей видимости, решили закрыть год не столь критичным экологическим блоком после череды обсуждений докладов гражданского общества перед предстоящим в январе отчетом РК в Совете ООН по правам человека. (см. ранние материалы «Сверка часов в критических условиях»«Чтобы потом не «прилетело»«Два мира в одной плоскости»«Репетиция оркестра», «Шаг навстречу отдаленной «эре милосердия»)

В январе 2025 года в Совете ООН по правам человека Казахстану в четвертый раз предстоит отчитываться в рамках Универсального Периодического Обзора, охватывающего все права и свободы, закрепленные в международном пакте о гражданских и политических правах и пакте об экономических и культурных правах и других ООН-овских документах.

Модератор встречи – посол по особым поручениям МИДа Алуа Надиркулова не преминула отметить ранее охваченное дискуссиями движение республики в сторону борьбы с бытовым насилием, ускорение чему придали трагическая гибель Салтанат Нукеновой и заинтересованность президента стран; явные или желаемые достижения в области трудовых прав; «преодоление всех форм и проявление дискриминации по половому признаку» с учетом рекомендаций ООН и ОБСЕ; внедрение Стамбульского протокола документирования в случаях применения пыток трехсторонняя работа Минтруда, МВД и КНБ по предоставлению правового статуса беженцам. Что в целом, по ее мнению, подтвердило «приверженность государства концепции “cлышащего государства”».

Так что, на взгляд выступающей, все рекомендации, высказанные на площадке КСО ДПЧИ, были «отражены в III Указе Президента Республики Казахстан», подписанном в декабре прошлого года. Правда, напомним, что данная новелла затрагивала нечувствительные для государства направления – домашнее насилие, трудовые права и права уязвимых лиц.

Кто против – тот «псевдо»

Однако, вернемся к заявленной теме – окружающей среде и связанными с этим правами человека.

Первым взял слово вице-министр экологии и природных ресурсов РК Жомарт Алиев. Ожидаемо, он рассказал, какие конкретные законодательные и инициативные шаги предпринимают власти для сохранения окружающей среды, умудрившись обойти все скользкие моменты (разве что затронуты несанкционированные свалки, но минуя намерение постройки АЭС). Разве что чиновник заявил: после катастрофических последствий половодья начала прошлого года государство извлекло уроки. Посмотрим, весна – не за горами. Из интересного можно отметить, что для предприятий, которые будут продолжать загрязнить атмосферу, будут, соответственно, повышаться ставки оплаты, тем самым стимулируя их самостоятельно переходить на «зеленые технологии».

Индира Какимова, выступившая от правозащитной организации «Кадiр-касиет», в отличие от вице-министра сосредоточилась на всем «плохом» в связке экология-права человека. Это, среди прочих, «увеличение добывающих предприятий, вырубка парковых зон, фальсификация экологических слушаний, недоработанный институт петиций, бездумная манипуляция с часовыми поясами, нерациональное использование водных ресурсов, преследование эко-активистов».

Согласно данным отчета центра «Сандж», более 60 процентов решений, связанных с экологическими проектами, принимаются без проведения прозрачных общественных обсуждений – привела Какимова один из примеров в подкрепление сказанному. 

Также она обратила внимание, что пожилые люди, слабо разбирающиеся в электронных технологиях, фактически отстранены от механизма подачи и подписания петиций. Напомнила она, что Казахстан игнорирует свои обязательства и по Орхусской конвенции (как, впрочем, и по ряду других международных правозащитных договоров).

– Согласно материалам общественника и эколога Сергея Соляника, Национальный план действий в области предпринимательства и прав человека не выполнен. Предприятия пренебрегают соблюдением международных обязательств в защите прав на здоровую окружающую среду, а государство не защищает эти права, – продолжает Какимова.

Одной из озвученных ей рекомендаций, стало создание института Уполномоченного по правам на благоприятную окружающую среду, в чьи задачи также войдет защита эко-активистов, подвергающихся прессингу наравне с оппозиционерами и блогерами. Опять же, по мнению «Кадiр-касиет», было бы не лишним принять закон о защите правозащитников.

После выступления правозащитницы по крайней мере по одному пункту вице-министр Жомарт Алиев пытался парировать тем, что общественные слушания «определенная категория так называемых псевдо-экологов, которые пытаются решать свои местечковые или какие-то другие цели, превращает в некий инструмент шантажа и раскачивает ряд вопросов, которые к экологии не относятся».

– Нормы экологического кодекса в Казахстане, поверьте мне, одни из самых жестких на территории СНГ,  – подчеркнул он, после дискуссии по другим вопросам – загрязнению воздуха, водных ресурсов, появлению свалок и вырубок.

Цели определены, развитие – под сомнением

Председатель Совета ОЮЛ «Казахстанская ассоциация региональных экологических инициатив «ECOJER» Лаззат Рамазанова (до вхождения в эко-сферу сменившая целый ряд достаточно высоких должностей в госслужбе) рассказала о том, что среди Целей устойчивого развития (ЦУР) ООН шесть напрямую касаются экологии, еще три опосредованно. «Но вот этот процесс, к сожалению, идет очень сложно. Причина, наверное, одна – большинство центральных исполнительных органов перегружено», – считает она, напомнив, что загрязнением воздуха занимается весь мир («а Казахстан занимает в этом только малую часть выбросов»).

Директор секретариата ЦУР Института экономических исследований Министерства национальной экономики Бакытгуль Хамбар считает, что недостаточно быстро реализуются ЦУР в связи «с небольшим разрывом стратегического и бюджетного планирования». Зато индикаторов реализации ЦУР теперь не 262, а 200.

Но прямо скажем – цели устойчивого развития, их выполнение, оценка индикаторов – об этом на наших площадках могут говорить сутками. Выполнение этих целей – дело для государства добровольное, предоставление национальных обзоров  по их достижению – тоже, проверки того, насколько реально исполнение и оценки индикаторов  – не предусмотрены. То, есть все, как у нас любят. Хотя делают вроде что-то, хуже от этого никому не становится и то хорошо.

В тему: 10 января Министерство экологии и природных ресурсов предоставило отчет по освоению бюджетных средств на 2024 год. Издание Ecostan News подсчитало, что вся сумма, выделенная на «озеленение» составила всего 0,36% бюджета (около 187 миллионов долларов США при курсе 460 тенге за доллар). На деятельность президента РК и управление его делами выделено почти 198 миллионов). Так что считайте, достаточно ли тех денег хотя бы для поддержания окружающей среды не самого маленького по размерам государства.

Диалоговая площадка при МИД РК образовалась в 2013 году по инициативе МИД РК. На ее территории  происходит обсуждение вопросов, связанных с правами и свободами казахстанцев в рамках международных обязательств государства. В заседаниях принимают участие заинтересованные ветви власти, представители гражданского общества и международных организаций. В рамках КСО ДПЧИ есть возможность предоставления органам власти рекомендаций по улучшению ситуации с правами человека.

Данный материал подготовлен при финансовой поддержке правительства Великобритании для международного развития. Мнения, выраженные в данном материале, не обязательно отражают официальную точку зрения правительства Великобритании.