Два гражданина Турции несколько лет находятся под арестом в Казахстане по подозрению в контрабанде золотом. Оба столкнулись со всей гаммой нашего «закона и справедливости»: следствием без участия подследственных, судом без вопросов к подсудимому, вымогательством, пытками.
О том, что Тастан Эбубакир и Тунджай Ялым не по своей воле пребывают в нашей стране, турецкая пресса обратила внимание лишь недавно, и информации совсем немного.
«Турецкие бизнесмены, находившиеся в Казахстане с инвестиционными целями, были втянуты в несправедливый судебный процесс в результате давления со стороны связанных с FETO сотрудников спецслужб и казахских сил безопасности», – сообщает многотиражная газета Milli Gazete в статье .
«Эбубекир Таштан, известный в Турции преподаватель курса Корана, в 2019 году отправился в Казахстан, чтобы вложить деньги в строительство завода и создать новые рабочие места. Через некоторое время Таштан был задержан связанными с FETO* (так написано в газете – А.Г.) казахскими властями по обвинению в «экономической контрабанде». Вслед за Таштаном с аналогичными обвинениями столкнулся бизнесмен Тунджай Ялым, инвестировавший в сектор здравоохранения. Хотя пленение двух турецких бизнесменов длится уже много лет, их родственники утверждают, что в Казахстане бизнесмены подвергались жестоким пыткам. (…) Утверждается, что бизнесмены также подвергались психологическому давлению с угрозами и издевательскими высказываниями в адрес президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. Также сообщается, что на Ялыма и Таштана оказывалось сильное давление, чтобы заставить их согласиться с обвинениями. Было заявлено, что доступ обоих бизнесменов к адвокатам был ограничен, их просьбы о встрече с юристами из Турции были отклонены, и процесс велся только с адвокатами, назначенными КНБ. Утверждается, что к материалам дела были приобщены поддельные документы и ложные показания свидетелей, но их подлинность не проверялась».
Телекомпания Bizim TV поведала, что Тунджай Ялым был задержан в 2022 году в казахстанском аэропорту, когда он пытался ввезти 10 килограммов золота при наличии документов на импорт и разрешение от таможни. Он был арестован после того, как компания-импортер из Казахстана дала против него показания и все еще находится в ожидании суда.
В таком вот ракурсе Казахстан предстает перед потенциальными инвесторами из Турции.
Подключившийся в делу адвокат Ернар Кенжебаев несколько дополнил историю во время короткой пресс-конференции в Алматы. По его словам, Таштан, осужденный в январе 2023 года в Астане, отбывает в Павлодарской области 11 –летний срок по обвинению в контрабанде золота и участии в транснациональной преступной организации.
– Первый раз на практике вижу, когда человека на стадии досудебного расследования даже не допрашивали. Несомненно, это очень странно. В ходе судебного процесса ему ни один вопрос не был задан. Только анкетные данные. Больше никаких пояснений он не давал и в принципе сам не понимает, за что был осужден, – недоумевает казахстанский адвокат.
Надо понимать, что основу обвинения составили свидетельские показания против его подзащитного. Но есть нюанс. Некоторые следователи КНБ теперь сами сели за применение пыток для получения нужных показаний, в том числе против Таштана.
В свою очередь окрыленный изменившимися обстоятельствами Эбубакир Таштан обратился к Президенту Токаеву и далее по инстанциям, включая посольство Турецкой Республики.
«Мы создали новое производство в сфере недропользования, а именно переработку техногенных минеральных образований в г. Шымкент на базе обогатительной фабрики построенной совместно с консорциумом ТОО «СтандартSteel». Я инвестировал в данный проект собственные средства. ТОО, которое годами не могло найти решение по переработке и утилизации, нашло решение с привлечением мною специалистов международных институтов по горному делу. На сегодняшний день на производстве работает более 150 человек. Однако, в один злочастный день все наши старания пошли прахом. Следственные органы в лице КНБ РК возбудили уголовные дела по необоснованным фактам и мы лишились всего, что создали в Казахстане», – описывает он в преамбуле, и далее по порядку.
Его знакомый казахстанец Жангелды Абилов совместно с турецким бизнесменом Исмаилом Гулбетикином, занимаясь строительством и продажей драгоценностей на территории РК, привлекли к себе внимание по «коррупционным рискам» в связи с получением строительных подрядов у государства. Последовали задержания и обыски с изъятием 5 килограммов золота и иных драгоценностей,
Задержание и уголовное дело, по словам Таштана, курировал следователь по особо важным делам КНБ РК подполковник Максат Альжанов.
Однако якобы в обмен на изъятое оба предпринимателя выскользнули из орбиты следствия (что было озвучено на судебном заседании, но осталось без внимания суда). Зато туда оказался втянут Таштан, в отношении которого дали показания, как минимум, десять человек, проходивших по делу и свидетелями, и подозреваемыми. Причем на судебном процессе по Таштану те признались, что его не знают и были вынуждены оговорить под пытками.
То, что пытки имели место, подтвердилось. И по громкому делу о «золотой ОПГ» на скамье подсудимых оказались четверо комитетчиков, хотя некий сотрудник по имени «Макс» (Таштан подозревает, что это тот самый Максат Альжанов) вышел из воды сухим. Также не оказалось «Макса» и в числе новой пятерки спецслужбистов, в отношении которых дела по пыткам и превышении полномочий были возбуждены 18 июля 2024 года. Согласно документа, оказавшегося в распоряжении турецкого Bizim.tv, помимо пятерых комитетчиков подозреваемыми в применении пыток стали также начальник столичного СИЗО и два его зама, а также по-видимому еще четверо осужденных ранее по другим эпизодам.
Также есть новость о незаконном спецучастке КНБ в СИЗО Астаны, где работники спецорганов без каких-либо помех занимались истязаниями. 20 апреля 2022 года он был официально ликвидирован.
Понятно, что дело «золотой ОПГ» возникло не на пустом месте. Десятки человек, включая иностранцев, широкий географический охват по незаконной добыче и вывозе драгметалла, не могли остаться без внимания силовых органов, чьи сотрудники нередко совмещают госслужбу со служением в мафиозных структурах.
В июне 2022 году 14 человек из 42 подсудимых (всего по двум делам проходило 59 человек; 8 смогли покинуть страну, один совершил суицид), действующих на востоке страны и в Акмолинской области, получили различные сроки наказания. В ходе судебных слушаний выяснилось, что 31 подсудимый и свидетели прошли через различные издевательства, организованные следственной группой КНБ. Из этого числа за пять дней до окончания расследования следствие почему-то вывело 18 человек. Тем не менее, четверо комитетчиков были признаны виновными и осуждены, еще один сел за получение взятки. На скамье подсудимых оказались исполнители, тогда как те, кто отдавал приказы на истязания, остались в стороне (см. «Золотое сечение»)
Кстати, в этом водовороте подозреваемых-осужденных оказались еще и полицейские. Как писало издание Orda.kz, «первыми на след “золотой ОПГ” вышли сотрудники Управления по борьбе с организованной преступностью Департамента полиции города Семей. Но они не успели обезвредить её, потому что УБОП вскоре расформировали. Несмотря на это, члены преступной группировки из мести подставили оперативников. Они выкрали из их служебного кабинета 4 секретных материала, которые затем продали за большие деньги. КНБ возбудил против 4 полицейских уголовное дело за утерю госсекретов, суд признал их виновными и приговорил к различным срокам наказания».
Что касается соратника по несчастью Таштана – Тунджай Ялыма, то про него также сообщало казахстанское издание «Караван» в июне 2022 года. Тот рассказал, что по приезду в Казахстан его схватили и удерживали полгода на какой-то квартире. Затем он оказался в одной камере с еще одним турецким гражданином Нуреддином Тастаном, и их обоих пытали наравне с казахстанцами: били, обливали холодной водой, заставляли голыми стоять на морозе.
– Теперь обратимся в Генеральную прокуратуру для рассмотрения дела по вновь открывшимся обстоятельствам, в связи с тем, что вступили в законную силу судебные акты. Также все материалы этого дела находятся там же, – дополнил адвокат Кенжебаев.
Так что на самом деле похоже, что основной доказательной базой, как минимум в отношении турецких граждан, стали оговоры и «самопризнания». Правда, и Турцию трудно отнести к странам, где соблюдаются права человека, тем не менее жестокость казахстанских силовиков и методика проведения следствия и судов могут оставить сильное впечатление там от «братской страны». Тем более что как бы то ни было, а Турция является в первую очередь инвестором для Казахстана, а не наоборот. В связи с происходящим посольство Турции обратилось в МИД РК с просьбой содействовать в экстрадиции осужденных граждан на родину и поводит мониторинг судебных процессов.
Остаются еще вопросы.
Каким образом во все это затесалась «Хизмет» (FETO)? И почему в этот клубок не вмешалась Акорда, коль заявлено, что за решеткой находятся иностранные инвесторы?
* FETO (сокращение от «террористическая организация») – так власти Турции называют запрещенное там оппозиционное движение покойного богослова Фетхуллаха Гюлена