К трехлетию после Кантара

03.01.2025

Прошло уже три года с момента кровавых событий, не имевших аналогов в казахстанской истории, а время так и не расставило все на свои места и все мы, за исключением небольшой группы посвященных, так и не знаем, что произошло в январе 2022-го. Официальные версии с самого начала – с 20 тысяч террористов – не выдерживают никакой критики. Причем, так или иначе, многие догадываются, что тогда могло случиться на Олимпе, но нет целостной картины и, соответственно, не определена степень ответственности и вины всех задействованных сторон. Без вины же невозможно признание и покаяние, без покаяния не будет сплоченности внутри общества, не говоря уже об общественном доверии власти.

До сих пор идут судебные процессы над участниками организованного насилия. И если в отношении исполнителей суды проходят в открытом режиме, то в отношении тех, кто мог управлять хаосом, слушания закрыли от общественности, поскольку могут всплыть более чем неприятные факты, компрометирующие тех, кто официально или неофициально остается в управлении страной.

К сожалению, вряд ли в скором времени мы узнаем всю правду, поскольку непосредственные фигуранты остаются при исполнении своих обязанностей. Ведь сколько лет прошло с событий 1986 года, а мы знаем о них урывочно, и тем более не имеем представления о действительной роли в них людей, относящихся к «старому Казахстану» (а кто-то из них, возможно, плавно перетек в так называемый «новый»).

Очевидно, когда мы узнаем правду о Желтоксане, только после этого мы узнаем что было в Жанаозене, в Кордае и, наконец, что же произошло в Кантар. Но чтобы положить начало «марафону правды» необходимы кардинальные системные изменения, и одновременно «взросление» гражданского общества, чтобы вместо осознания и примирения не получить новый «кантар».

Будем ждать и делать все возможное, чтобы добиваться правды и чтобы не дать забыть уроки Января 2022-го, равно как Жанаозена 2011-го и Декабря 1986-го.

Соболезнуем всем, кто потерял близких в те страшные дни. Мужества, выздоровления и душевного равновесия пережившим ранения и пытки.