• Главная
  • >
  • Перед самым Новым годом пообщался суд с народом

Перед самым Новым годом пообщался суд с народом

31.12.2024

Поздним вечером 30 декабря в Специализированном межрайонном административном суде Алматы был рассмотрен иск Жамили Бурабаевой к акимату южной столицы по поводу отказа согласовать одиночный пикет. Сторона ответчика выставила ещё более абсурдный мотив отказа, чем ранее выдвинул акимат, что не помешало суду взять его сторону.

 Заседание СМАСа по этому делу было назначено на 17:00 вторничного дня 30 декабря, началось в 17:30 и завершилось в 18:30, таким образом став по всей вилимости последним судебным заседанием уходящего 2024 года во всей судебной системе Казахстана. Однако нестандартный выбор даты и часа никак не отразился на содержании вынесенного судьёй определения, которое оказалось совершенно стандартным по делам того типа. Распорядок действий здесь таков: граждане пытаются воспользоваться своим конституционным правом на свободу мирных собраний, органы власти отказывают им в этом, те подают иск в специализированный суд по административным процедурам, а суд оставляет иск без удовлетворения.

Дело рассматривал судья Бейбит Мендыгалиев, сторону ответчика – акимата Алматы и входящего в его структуру управления общественного развития – представляли Н.Биржанов и Б.Дарменбеков, в качестве истца выступала Жамиля Бурбаева, ей представителем был юрист Ерлана Калиев, работающий по проекту мониторинга и правовой защиты свободы мирных собраний КМБПЧ.

Напомню, что эта история началась в первые дни ноября, когда передвигающаяся на костылях пожилая женщина Жамиля Бурабаева подала в акимат Алматы уведомление о намерении провести 6 ноября одиночный пикет за права инвалидом на площадке у подножия монумента Независимости на площади Республики. Акимат отказал ей в согласовании пикета, сославшись на постановление маслихата Алматы, запрещающее проводить митинги и пикеты вблизи стратегических объектов. Какойт именно объект на главной площади южной столицы является стратегическим, чиновники не указали.

Спустя десять дней гражданка Бурабаева снова подала уведомление о проведении одиночного пикета с новой датой 20 ноября и с новым местом – площадкой у памятника Абаю Кунанбаеву на площади Абая перед Дворцом республики. Акимат вновь отказал, повторив прежний мотив отказа без указания на другой стратегический объект. В отличие от предыдущего отказа была добавлена ссылка на запрет проводить массовые мероприятия в случае введения режима чрезвычайного положения – и это притом, что последний раз такое было почти три года назад в дни Кантара.

В начале декабря Жамиля Бурабаева и её представитель Ерлан Калиев подали в административный суд исковое заявление с требованием признать отказы акимата незаконными и обязать городских чиновников согласовать пикет Бурабаевой в соответствии с действующим законом «О порядке организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан». Предварительное судебное заседание было назначено на 10 декабря, то есть аккурат во Всемирный день прав человека, после чего истцам пришлось ждать главного судебного разбирательства до предпоследнего дня уходящего года.

А промежутке между10-м и 30-м днями декабря произошло событие, невероятное в сфере положения со свободой мирных собраний в Казахстане: первый и последний раз в уходящем 2024 году (во всяком случае на нашей памяти) акимат Алматы согласовал проведение одиночного пикета, уведомление о котором подала другая жительница южной столицы 0 Мадина Сулейменова. Свою акцию протеста против несправедливых судебных решений она провела 26 декабря на площадке у памятника Амангельды Иманову на проспекте Абылай хана. И представьте себе, мир не рухнул от того, что акимат в кои-то веки согласовал одиночный пикет.

Разумеется, этот факт был озвучен на вчерашнем судебном заседании стороной истца. На вопрос Ерлана Калиева о причинах столь антиподных решений по двум совершенно идентичным обращениям представитель ответчика Дарменбеков сослался на необходимость индивидуального подхода к каждому гражданину, обращающемуся в акимат.

– О каком индивидуальном подходе вы говорите, когда есть конституционный принцип единообразного применения закона ко всем гражданам и есть конституционный же запрет любой дискриминации? Моя доверительница подверглась со стороны акимата Алматы дискриминации по неизвестному признаку – уж не по признаку её инвалидности, каковая дискриминация запрещена международными конвенциями, ратифицированными Казахстаном, – гневно воскликнул Ерлан Калиев.

В свою очередь истица Жамиля Бурабаева подчеркнула, что возмущена отнюдь не тем, что пикет Мадины Сулейменовой согласовали – наоборот, она за ней очень рада, но хотела бы, чтобы граждан на свободу мирных собраний соблюдалось не выборочно, а универсально.

Что же касается абсурдного мотива в согласовании пикета ссылками на наличие близ монумента Независимости и памятника Абаю стратегических объектов без указания на то, какие именно это объекты, то на вчерашнем судебном заседании впервые за всю историю данной эпопеи было наконец озвучено, что же это за объекты. Представитель ответчика Биржанов назвал таковыми объектами… проезжую часть проспекта Достык и улицы Сатпаева, перегруженную транспортным потоком. При этом чиновник не утаил, что оба монумента находятся на значительном расстоянии от бордюра проезжей части – в одном случае это расстояние составляет 20 метров, в другом случае 30.

Услышав такое, Жамиля Бурабаева рассказала о том, что в ходе одного из устных препирательств с акиматовскими чиновниками по поводу «абаевской! локации один из собеседников назвал-таки стратегический объект, исключающий возможность проведения пикета на площади Абая – по его словам таковым объектом является станция метро «Абай».

– Я ему ответила, что от памятника Абаю до станции метро «Абай» надо идти по проспекту Абая полных три квартала, так что это никакой «непосредственной близости» здесь нет и быть не может. В выданном мне отказе ни про какую станцию метро ничего не говорилось, так что я решила, что тот чиновник пошутил. Теперь же, слыша от официального представителя акимата на суде про то, что проезжая часть улицы является стратегическим объектом, я уже е знаю, что и думать: если акиматовцы так шутят, то что же у них за чувство юмора такое. Если же они делают это всерьёз, то разве этого мало, чтобы уважаемый  суд признал выданные мне отказы незаконными и обязал акимат согласовать наконец-таки проведение мною одиночного пикета? – вопрошала Жамииля Бурабаева.

Однако судья Бейбит Мендыгалиев не счёл явную абсурдность доводы ответчика достаточным поводом для удовлетворения рассмотренного иска. После короткого пребывания в совещательной комнате он вернулся и огласил резолютивную часть вынесенного определения:  в удовлетворении иска Жамили Бурабаевой к акимату Алматы и его структурном подразделению – управлению общественного развития отказать, исковые требования оставить без удовлетворения.

Чем именно руководствовался судья при вынесении такого решения, стороны и наблюдатели смогут узнать уже в новом 2025 году, когда через пять рабочих жней после оглашения судебного акта им выдадут его полный текст, в котором будет не только резолютивная часть, но и мотивировочная. Будет ли в ней тупо воспроизведено акиматовское бон мо о проезжей части улицы как стратегичес­ком объекте, безопасности которого угрожает одиночный пикет, или же мотивы отказного решения окажутся ещё более креативными? Об этом мы узнаем уже в новом году – как раз к третьей годовщине Кантара.

С Новым годом, уважаемые читатели любители пользоваться своим правам на свободу мирных собраний доступ к справедливому правосудию! С Новым годом, уважаемые читатели нашего сайта, с новым счастьем, каковое наверняка ожидает нас в наступающем 2025 году!