Отсидевший четыре месяца в следственном изоляторе из-за полицейского беспредела не получит моральный вред из-за хитростей закона.
В ноябре прошлого года Мугалжарский райсуд оправдал 35-летнего жителя города Жем.
Полицейские вломились к нему в квартиру в поисках наркотиков. В спецоперации принимала участие половина управления по борьбе с наркосбытом областного департамента полиции. Но вместо огромных тюков с травой опергруппа нашла в ванной 5,79 грамма сушеной марихуаны. В одной из комнат отыскали ещё 0,671 грамма марихуаны.
Оперативники со спецназом в поисках тайников разнесли всю квартиру, кувалдами долбя стены. Но большего они не нашли. Обнаруженная травка тянула лишь на общественные работы для 35-летнего хозяина квартиры. Опергруппа, которой не удалось отрапортовать о раскрытии крупного канала наркопродажи, уехала.
Владелец марихуаны на первом же допросе заявил, что вся трава была не для продажи, а лишь для личного потребления. Но, видимо, чтобы не портить статистику, полицейские решили “найти” состав более тяжкого преступления и активно принялись “работать”. Вдруг появились показания жителя города Эмба. Городок этот находится в 10 километрах от Жема. Гражданина из Эмбы 15 декабря дорожные полицейские задержали с тремя свёртками, в которых было 8,62 грамма марихуаны. По словам задержанного, он приобрёл наркотические вещества у того самого жителя Жема. Хозяина развороченной опергруппой квартиры тут же обвинили в том, что он якобы получил заказ, приехал в Эмбу и там спрятал на футбольном поле марихуану, получив за свои услуги девять тысяч тенге. Отправив 35-летнего мужчину в следственный изолятор, полицейские обвинили его в наркосбыте и направили дело в суд. Там эпизод с наркосбытом развалился на первом же заседании. Свидетель из Эмбы признался, что дал показания на жителя Жема под давлением полицейских. На самом деле наркотик он купил для себя сам через Telegram, где ему из одного аккаунта написали место закладки и счёт, на который надо перечислить деньги. Суд исследовал выписки банка, по ним было видно, что 15 декабря 2022 года денежных переводов “наркобарону” не было.
Ещё семь свидетелей, обвинявших подсудимого в сбыте наркотиков по этому делу, отказались от своих показаний в суде. На допрос к следователю их привезли со спецназом. И там под давлением и под диктовку полицейских, как признались эти семеро свидетелей в суде, они указали на “наркобарона” из Жема как на поставщика марихуаны. Как сказано в приговоре Мугалжарского райсуда, при прослушивании их показаний явно видно, что “у свидетелей нет свободного рассказа, допрос начинается с вопросов следователя, в том числе им задаются наводящие вопросы”. Кроме этого, как сказано в приговоре, полицейские не изъяли у этих свидетелей марихуану, где и когда им продавали наркотик, следователь не установила. Они об этом не сказали, так как этого не было, сказано в приговоре.
Следователь Ольга Умарова признала мариухану, которую изъяли у жителя Эмбы вещдоком по делу “наркобарона” из Жема. О том, что у жителя Эмбы изъяли именно марихуану, следователь определила сама ещё до заключения экспертизы. А экспертиза показала, что мариухана, изъятая в Жеме и Эмбе, разная по составу, а значит, как решил суд, “наркобарон” не мог её продать на футбольном поле в городе Эмба. Но прокурор закрыл глаза на эти нарушения и просил для подсудимого за наркосбыт семь лет колонии. Но суд оправдал его по обвинению в наркосбыте. Ему назначили лишь 80 часов общественных работ за хранение наркотиков. Областной суд оставил приговор в силе. Отсидев четыре с половиной месяца в СИЗО, мужчина вернулся домой. Но взыскать с полицейских моральный вред за их беспредел, мужчина не может. Облсуд лишил его такого права. Говоря простыми словами, областные судьи посчитали, что раз мужчину таки признали виновным в хранении наркотиков, то моральный вред за остальное – незаконный арест и проведённые 4 месяца в следственном изоляторе – ему не положен. При этом суд признал, что он 4 месяца отсидел незаконно. Верховный суд, куда обратился мужчина, тоже не нашёл оснований для того, чтобы взыскать жертве полицейских моральный вред. По логике закона, надо было мужчину оправдать полностью, тогда бы он имел право на возмещение вреда.
Прокуроры и полицейские, которые допустили то, что несчастный сидел 4 месяца незаконно в следственном изоляторе, тоже не понесли никакого наказания. Следователь даже не получила выговора, а прокуроры отделались тем, что провели совещание по недопущению впредь подобных нарушений закона.
ИСТОЧНИК:
Интернет-издание Ratel.kz
https://ratel.kz/raw/sud_prikryl_pozor_aktjubinskoj_politsii