О правах женщин, правах уязвимых групп, трудовых и жилищных проблемах и вообще о дефиците человечности в обществе говорили в Астане во время обсуждения доклада гражданского общества в преддверие отчета РК в Совете ООН по правам человека.
В столице Казахстана 5 декабря завершилось представление и обсуждение альтернативных докладов, подготовленных для отчета РК в Совете ООН по правам человека в рамках Универсального Периодического Обзора (УПО). В консультативно-совещательном органе «Диалоговая площадка по человеческому измерению» (КСО) при МИД РК прошло второе заседание подгруппы по ратифицированному РК Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП), заслушав последний доклад из ранее представленных экспертам ООН для сравнения с картиной официальной Астаны и ее полномочных органов. До того уже были представлены документы, охватывающие ситуацию в стране с соблюдением прав, закрепленных в основном в Международном Пакте о гражданских и политических правах. Но если первый пакт включает в себя то, что всегда нервировало Акорду (политических права и право на управление страной, независимый суд, свобода собраний и объединений, пытки), то следующий список уже не столь горячий, поскольку здесь государство как никак старается с разной долей успеха решать существующие проблемы.
(см. ранние материалы «Сверка часов в критических условиях», «Чтобы потом не «прилетело», «Два мира в одной плоскости», «Репетиция оркестра»)
Министерство труда и соцзащиты принимает меры
Первым от имени задействованных государственных органов выступил вице-министр труда и социальной защиты Акмади Сарбасов, рассказав о том, как Республика Казахстан выполняет рекомендации, полученные после предыдущих отчетов по УПО.
По его словам, по 11 рекомендациям, относимым к его ведомству, приняты действенные меры: принята концепция по совершенствованию миграционной политики до 2027 года (что позволит выровнять дисбаланс между регионами и облегчить жизнь трудовых мигрантов), приняты меры по обеспечению безопасности труда для работающих женщин и в целом закреплена концепция безопасного труда на 2024-2030 годы, произошла отмена списка работ, ранее закрытых для прекрасного пола (теперь имеют право кирпичи грузить), на 21% сокращена разница в оплате труда между мужчинами и женщинами.
– По текущему году мы видим, что в целом снижается производственный травматизм, есть четкий план по сокращению рабочих мест с вредными условиями труда, – заверил вице-министр.
Отдельно господин Сарбасов остановился на том, что в июне этого года было подписано Генеральное соглашение на 2024-26 голы между правительством, республиканскими объединениями работодателей и профсоюзами, одновременно подписав дорожную карту с Международной организацией труда, по внедрению мер стандартов достойного труда. Тут возникает логичный вопрос о наличии в стране в принципе независимых профсоюзов, но за их отсутствие (или неприсутствие) отвечают другие органы. Так что можно считать, что, Министерство труда и социальной защиты свою работу делает.
Также в этом году министерство утвердило новую методику определения минимальной заработной платы и в ближайшее время она будет непосредственно определяться на основе ряда показателей, таких как реальная заработная плата, производительность труда – пообещал чиновник. Дополнительно он уведомил, что продолжится работа по улучшению качества жизни людей с инвалидностью (разработан проект концепции эксклюзивной политики до 2030 года). Однако, здесь думается и объединения людей с инвалидностью (независимые от государства), и сами лица могли бы серьезно поспорить с министерством, поскольку проблем в этой сфере – море, которые решаются в час по чайной ложке. И здесь еще раз можно напомнить: недостаточно просто поставить подъемник, нужно, чтобы он еще и работал.
Министерство промышленности и строительства против права на жилище
Несмотря на проводимую работу, вопросы остаются – считает Зауреш Баталова, президент Фонда развития парламентаризма в Казахстане.
Не выполнена рекомендация о ратификации Факультативного протокола (к МПЭСКП – это позволило бы гражданам обращаться в Комитеты ООН с индивидуальными жалобами на государство по нарушению пунктов уже этого Пакта, как это делается в случае Международного пакта о гражданских и политических правах), озвучиваемая общественными институтами с 2010 года; не выполнена рекомендация по ратификации конвенции Международной организации труда №102 о минимальных нормах социального обеспечения; не выполнена рекомендация по эффективному применению норм МПЭСКП в национальных судах…, – перечислила общественный деятель.
Есть серьезная проблема по выполнению рекомендации по борьбе с бедностью (всего было две программы в 2000 и 2003 году, потом их заменили программами занятости и повышения доходов населения), «и во всех этих программах отсутствуют конкретные меры по борьбе с бедностью». Не выполняется рекомендация по повышению базовой минимальной пенсии. Итог – Казахстан остается в статусе богатой страны бедных людей.
В Конституции не прописано право на достойный жизненный уровень. Опять же в Конституции отсутствует «право на достаточное жилище» и попытки внести эту поправку пока что не увенчиваются успехом, что связано с позицией основного полномочного органа – Министерства промышленности и строительства.
В Казахстане нет Жилищного кодекса, страна живет по закону 1997 года, являясь единственной страной в регионе без Жилищного кодекса.
О росте социальной защиты, обязаловке для сайтов-агрегаторов и пенсионном возрасте
Зато далее вице-министр Сарбасов пообещал, что бюджет следующего года по социальному обеспечению и социальной защите будет увеличен на 17 процентов, а в целом Министерство ответственно за относительное благополучие более четырех миллионов казахстанцев (пенсионеров, людей с инвалидностью, социально уязвимых).
– Все свои социальные обязательства государство выполнит в полной мере, – продолжил он, поведав о ожидающих нуждающихся казахстанцев цифровых нововведениях, способствующих более четкому распределению помощи и получению ясной картины ситуации.
Некоторое подспорье, по крайней мере в фискальных отношениях, ожидает «самозанятых», коих в стране не менее двух миллионов – по рассказу выступающего, благодаря «обязаловке», в том числе интернет-агрегаторов, они будут в облегченной форме оплачивать специальный налоговый режим в 4 процента, в обмен получат все те же гарантии и возможности, что и официально работающие.
Некоторую долю критики в этом направлении допустил заместитель председателя Комиссии по правам человека при Президенте РК Тастемир Абишев, напомнив об одной скользкой теме, всколыхнувшей общество – постепенном увеличении пенсионного возраста женщин. Как он говорит, Комиссия в свое время рекомендовала установить трудящимся женщинам возраст в 60 лет, а дальше дать право выбора самой трудящейся, но та идея не прошла.
Предполагается, что в 2026 году пройдет рассмотрение Казахстана по выполнению норм МПЭСКП (в рамках УПО эти нормы являются частью всего комплекса прав), но уже сейчас можно начинать их обсуждение – считает Зауреш Баталова.
О жилищах для всех и капле справедливости в судебном потоке
Следующий спикер от государства – представитель Министерства строительства в свою очередь обратил внимание, что если ранее на получение государственного жилья или какой-либо жилищной помощи могли претендовать определенные категории граждан, то теперь – все совершеннолетние, прописанные, но не имеющие собственного жилья в последние пять лет. И более того, могут приватизировать арендное жилье, но без права выкупа
На что Зауреш Баталова, которая уже высказывалась, что в Конституции не прописано право на достойный жизненный уровень, парировала:
– Государство не обязано обеспечивать всех жильем, но государство обязано создать условия, при которых не было бы бездомности. Но в данный момент право пользования жильем сильно ограничено, поскольку на государственном уровне оно рассматривается как товар.
Модератор встречи – Посол по особым поручениям МИДа Алуы Надиркулова кратко отчиталась о непосредственном применении норм Пакта в судопроизводстве.
За последние два года, в принципе, суды применяют нормы Международного пакта, в частности в 2023 году со ссылкой на Пакт было вынесено 36 решений (33 – по гражданским делам, 2 – по административным, 1 – по уголовному), за последние 10 месяцев 2024 года имеется 14 решений по гражданским делам – привела она статистку. Однако, как все мы понимаем – это капля в море, а большинство судебных решений (как отметила Баталова в своей сфере жилищных отношений, выносятся не в пользу тех, кого выселяют или социально уязвимых лиц).
О правовом образовании и незащищенных женщинах
Координатор проектов Международной информационной службы Казахстана Сухраб Турдиев призвал власти страны к внедрению образования по правам человека.
Хотя как таковых рекомендаций в этом направлении от экспертов ООН не было (в отличие от доступности образования для всех детей), однако это одно из настоятельных принципиальных требований Организации Объединенных Наций в рамках обязательства страны подготовки образования в области прав человека. В Казахстане же на законодательном и институциональном уровне обучение молодого поколения своим правам не предусмотрено.
Председатель правления Союза кризисных цен Зульфия Байсакова внесла свою ложку дегтя.
– Из всех 11 рекомендаций в области дискриминации женщин ни одна не выполнена, так как Казахстан не содержит определения дискриминации, соответствующей Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, – говорит она. – В рамках гендерного равенства Казахстану предоставлено 20 рекомендаций, из них 19 выполнены частично, 1 не выполнена. Из 25 рекомендаций, направленных на защиту от бытового насилия, Казахстаном выполнено 8, частично 15, не выполнены 2.
В завершении встречи Зауреш Баталова вынесла резюме:
– Резкое расслоение людей привело к тому, что социально уязвимые категории населения, некоторые стали считать, что они третьесортный народ. Они все имеют равные права и им надо создавать равные возможности. Делать надо это не только через правовое образование, но и формирование конкретной культуры. Формирование нового милосердного отношения к людям, которые нуждаются в этом.
То есть работы предстоит еще не на одно десятилетие.
Диалоговая площадка при МИД РК образовалась в 2013 году по инициативе МИД РК. На ее территории происходит обсуждение вопросов, связанных с правами и свободами казахстанцев в рамках международных обязательств государства. В заседаниях принимают участие заинтересованные ветви власти, представители гражданского общества и международных организаций. В рамках КСО ДПЧИ есть возможность предоставления органам власти рекомендаций по улучшению ситуации с правами человека.
Универсальный периодический обзор (УПО) представляет собой уникальный механизм обзора информации по правам человека во всех 193 государствах-членах ООН, который осуществляется раз в четыре года. УПО входит в структуру Совета по правам человека и предоставляет возможность каждой стране информировать о предпринятых ею мерах с целью улучшения положения в области прав человека, а также выполнять свои обязательства в данной сфере