Лишенный сана иеромонах Иаков Воронцов, критиковавший политику Кремля, войну в Украине и руководство РПЦ и призывавший к выходу Казахстана из ЕАЭС и ОДКБ, сообщил, что на него все-таки завели уголовное дело по 141 статье Уголовного кодекса РК — разжигание социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни, оскорбление национальной чести и достоинства либо религиозных чувств граждан.
Мы уже рассказывали читателям, как в конце ноября прошлого года отстраненного от богослужений иеромонаха РПЦ Иакова Воронцова, призывавшего к выходу Казахстана из ОДКБ и ЕАЭС, вызвали на допрос в полицию. На него написали заявление – якобы он своим постом в фейсбуке разжигает национальную и религиозную розни.
В полиции Воронцову и его адвокату сказали, что заявление анонимное, однако его автор не скрывается – и даже дала «Республике» интервью.
На своей личной странице в Facebook Иаков Воронцов обратился к президенту Казахстана Касым-Жомарту Токаеву с просьбой о защите. Приводим ниже полностью текст его обращения.
«Я вынужден обратиться к Вам с просьбой о защите. Длительное время я подвергаюсь преследованию за свои религиозные и политические взгляды. Гонение против меня может быть связано с попыткой воспрепятствования моей законной религиозной деятельности, а именно подготовке к регистрации религиозного объединения.
21 декабря 2023 года я получил ответ на своё обращение, которое было адресовано Вам, с просьбой дать разрешение на создание в Казахстане религиозного объединения христианского вероисповедания: Православной Церкви, не состоящей в подчинении Московского Патриархата. В ответе, подписанном Председателем Республиканского государственного учреждения «Комитет по делам религий Министерства культуры и информации Республики Казахстан» Е.Б. Нукежановым (№ЖТ-2023-02529478 от 21.12.2023г.), было подтверждено моё законное право инициировать создание и зарегистрировать религиозное объединение.
И уже через 6 дней, 27 декабря 2023 года СУ ДП г. Алматы было зарегистрировано уголовное дело против меня по факту публикации мной поста в социальной сети Facebook, написанного за полгода до этих событий и якобы имеющего признаки состава уголовного правонарушения, предусмотренного ст. 174 ч.1 УК РК (разжигание социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни, оскорбление национальной чести и достоинства либо религиозных чувств граждан).
Убеждён, что уголовное преследование против меня осуществляется в интересах и по инициативе Регионального религиозного объединения «Астанайская и Алматинская епархия Православной Церкви Казахстана», члены которого собирали в церкви подписи под коллективным заявлением против меня (см. публикацию «Раскол «русского мира» в Алматы? Кто и почему написал заявление в полицию на иеромонаха Иакова Воронцова» от 11.12.2023г. на сайте издания «Республика»).
Накануне, 22 ноября 2023 года, я был вызван в полицию, где дал разъяснения по факту поступившей на меня жалобы и написал объяснительную. Сотрудник полиции пояснил, что заявителю будет отказано в возбуждении против меня уголовного дела по причине отсутствия в моих действиях состава преступления. Однако вскоре, а именно сразу после того, как стало известно о моей деятельности по подготовке к регистрации религиозного объединения, уголовное дело всё же было возбуждено. Нет сомнений, что эти два события связаны.
Подтверждением моих подозрений, что уголовное преследование против меня ведётся в интересах и по инициативе Регионального религиозного объединения «Астанайская и Алматинская епархия Православной Церкви Казахстана» является подписанный митрополитом Астанайским и Казахстанским Александром Указ (№1173/66-ук от 19.06.2023г.) о дисциплинарном взыскании в мой адрес — запрещении в священнослужении.
Как следует из документа, решение о дисциплинарном взыскании было принято по причине нарушения мной ряда религиозных правил (канонов Православной Церкви), а также в связи с «разжиганием межрелигиозной и межнациональной розни». Данное обвинение в мой адрес выдвинуто в нарушение Конституции РК (подпункт 1 п.3 ст.77). Копия названного Указа не была вручена мне лично или направлена по почте, как того требует п.5 ст.65 ТК РК, но была распространена через третьих лиц в социальных сетях, тем самым со стороны Регионального религиозного объединения «Астанайская и Алматинская епархия Православной Церкви Казахстана» было совершено деяние, которое может быть квалифицировано по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного пп. 2 и 3 ст.73-3 Кодекса РК «Об административных правонарушениях», как заведомо необоснованное обвинение в совершении тяжкого уголовного преступления (клевета).
Мой пост в социальной сети Facebook, который стал поводом для возбуждения уголовного дела, был опубликован 2 августа 2023 года, уголовное дело возбуждено 27 декабря 2023 года, судом дело не рассматривалось. Митрополит Александр, подписав Указ 19 июня 2023 года, фактически обвинил меня в совершении тяжкого уголовного преступления задолго до публикации мной поста, который стал поводом для обвинений, на настоящее время не подтверждённых судом.
Таким образом, со стороны Регионального религиозного объединения «Астанайская и Алматинская епархия Православной Церкви Казахстана» имеет место предвзятое отношение ко мне, как к человеку якобы нарушившему уголовный закон. Убеждён, что данная клевета распространена с целью дискредитировать мою публичную деятельность и воспрепятствовать регистрации мной религиозного объединения (об этом своём намерении я заявлял публично и раньше, но целенаправленную подготовку начал в декабре 2023 года).
Не исключаю, что руководство епархии могло воспользоваться помощью своих влиятельных покровителей и использовать свои тесные связи с высокопоставленными государственными служащими.
Вместе с тем, сообщаю, что угроза уголовным преследованием со стороны священнослужителей названного религиозного объединения прозвучала в мой адрес ещё весной 2022 года (в случае необходимости, могу подтвердить это, предъявив скриншот из рабочего чата клириков Вознесенского кафедрального собора г. Алматы в мессенджере Whatsapp), и была озвучена в качестве реакции на мои публичные заявления, а именно: озвучивание моего христианского взгляда на войну в Украине и вынесение мной на суд общественности пожеланий, исходящих из миротворческих и патриотических убеждений.
Считаю важным сообщить, что имеющий место конфликт между мной и руководством Регионального религиозного объединения «Астанайская и Алматинская епархия Православной Церкви Казахстана» является внутренним делом христианской общины и произошёл на почве разного понимания отношения христианина к войне и к построению церковно-государственных отношений. За свои религиозные и политические взгляды и мотивированную ими публичную деятельность я подвергся ряду дисциплинарных взысканий со стороны руководства епархии, а именно: отстранение от руководящих должностей в епархии и от должности преподавателя Духовной семинарии, командировки в отдалённые районы, запрещение в священнослужении и извержение из сана.
Все эти дисциплинарные меры со стороны религиозного объединения, хоть я и признаю их несправедливыми, оправданы внутренними правилами Регионального религиозного объединения «Астанайская и Алматинская епархия Православной Церкви Казахстана» и Трудовым Кодексом РК. Возбуждение уголовного преследования по инициативе и в интересах религиозного объединения противоречит Закону РК, нарушает принцип светскости государства, провозглашаемый Конституцией и Законом РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях».
В наше время в ряде государств имеет место преследование религиозных оппонентов со стороны влиятельных конфессий, совершаемое руками государственных силовых структур. Такая практика в прошлом носила название инквизиции. Убеждён, в Казахстане не должно быть места подобным пережиткам тёмного средневековья.
В тексте своего поста, ставшего формальным поводом для уголовного преследования, я не ставил целью оскорбление чьих-либо чувств и возбуждение вражды к кому-либо по религиозному, этническому или иному признаку. Как русский человек, являясь специалистом в области русской литературы (имею диплом учителя русского языка и литературы), русской философии (несколько лет преподавал эту дисциплину в Духовной семинарии) и истории русской церкви (являюсь автором ряда научных докладов, статей и одной монографии), я изложил критическую оценку явлений русской культуры, приведших к международному конфликту, который мировая общественность признаёт несправедливой неспровоцированной и захватнической войной, а также изложил свои религиозные убеждения.
Текст поста был написан эмоционально и в резком тоне, но не нарушал рамок приличия. Озвученная мной в том посте критическая оценка русской православной церкви основана на личном религиозном опыте и отражает мои религиозные убеждения, право иметь и защищать которые гарантировано Конституцией и международными обязательствами Казахстана в области прав человека.
В ходе досудебного следствия, которое длится уже более 11 месяцев, текст моего поста в социальной сети Facebook от 2 августа 2023 года, по факту публикации которого уголовное дело было возбуждено, был направлен на психолого-филологическую экспертизу в Институт судебной экспертизы. В Заключении специалиста ИСЭ по г. Алматы № Э/24/2/1381/2026 от 22.02.2024г. резюмировано:
«В исследуемом тексте публикации отсутствуют сведения, направленные на возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной вражды или розни, оскорбительного характера по отношению к представителям определённой нации, религии, рода, об исключительности, превосходстве либо неполноценности одной нации, религии над другой, призыв к враждебным действиям в отношении лиц определённой национальности, одной социальной, сословной или религиозной, родовой, расовой группы против другой».
А следовательно, в тексте моего поста отсутствуют признаки преступления, предусмотренного ст. 174 ч.1 УК РК, т.е. отсутствует состав правонарушения. Никаких других доказательств моей вины следствием не установлено. Согласно требованию п.2 ст.35 УПК РК производство по делу следовало бы прекратить.
Однако следователь, несмотря на отсутствие состава преступления, не спешит прекращать дело, занимается волокитой и нарушает законные сроки и процедуры. Считаю, что отказ от прекращения дела по итогам экспертизы необоснован, нарушает Закон, ущемляет мои законные права и является инструментом унижения человеческого достоинства и психологического давления в рамках целенаправленного преследования за мои религиозные и политические взгляды, и имеет целью воспрепятствование моей законной религиозной деятельности (подготовка к регистрации РО).
Дополнительно сообщаю, что производство по делу совершается с нарушениями УПК РК.
По этой причине, в ответ на мою жалобу, следователю С.Б. Атахану было вынесено строгое предупреждение. Вызывают тревогу также действия (бездействие) надзорного органа — Прокуратуры г. Алматы. Моя жалоба на имя прокурора города от 12 апреля 2024 года остались без ответа в установленный законом срок, моё обращение, вероятно, было потеряно, о чём мной направлена жалоба в Генеральную Прокуратуру.
Исходя из сказанного, ПРОШУ ВАС:
Оградить меня от унижения человеческого достоинства и психологического давления, а незаконное уголовное преследование против меня прекратить;
Инициировать проведение проверки потенциальных коррупционных действий, связанных с вмешательством государственных органов в сугубо религиозные вопросы и вмешательством Регионального религиозного объединения «Астанайская и Алматинская епархия Православной Церкви Казахстана» в деятельность государственных органов;
Не препятствовать в дальнейшем моей законной религиозной деятельности, а именно подготовке к созданию и регистрации религиозного объединения;
В случае, если досудебное следствие не будет прекращено, в ходе последующих следственных действий принять во внимание рекомендации пункта 13 Резолюции 2540 (2024) Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) от 17 апреля 2024 года. Поскольку Казахстан является членом ООН и ОБСЕ, ведёт сотрудничество с Советом Европы, а в 2004 г. подписал Соглашение о сотрудничестве с ПАСЕ, резолюции этого международного органа должны иметь авторитет для государственных органов РК.
В частности, в пункте 13 Резолюции сказано:
«The hierarchy of the Moscow Patriarchate of the Russian Orthodox Church, including Patriarch Kirill, has been championing the Russkiy Mir ideology, declaring the war against Ukraine and the «satanic» West as a «holy war of all Russians», urging Orthodox believers to sacrifice themselves for their country. The Assembly is appalled by such an abuse of religion and the distortion of the Christian Orthodox tradition by Vladimir Putin’s regime and its proxies in the Moscow Patriarchate hierarchy.
The Assembly condemns such rhetoric and emphasises that incitement to commit the crime of aggression, genocide and war crimes is a crime in itself. The Assembly calls on all States to treat Patriarch Kirill and the Russian Orthodox hierarchy as an ideological extension of Vladimir Putin’s regime complicit in war crimes and crimes against humanity conducted in the name of the Russian Federation and the Russkiy Mir ideology».
Перевод:
«Иерархи Московского Патриархата Русской Православной Церкви, в том числе Патриарх Кирилл, пропагандируют идеологию «Русского мира», объявляя войну против Украины и «сатанинского» Запада «священной войной всех русских», призывая православных верующих к принесению в жертву себя за свою страну. Ассамблея потрясена таким злоупотреблением религией и искажением православной традиции режимом Владимира Путина и его доверенными лицами в иерархии Московского Патриархата.
Ассамблея осуждает такую риторику и подчёркивает, что подстрекательство к совершению преступлений агрессии, геноцида и военных преступлений само по себе является преступлением. Ассамблея призывает все государства относиться к Патриарху Кириллу и русской православной иерархии как к идеологическому продолжению режима Владимира Путина, соучаствующему в военных преступлениях и преступлениях против человечности, совершённых во имя Российской Федерации и идеологии «Русского мира».
Господин Президент! Я уже не в первый раз обращаюсь к Вам. Моё предыдущее обращение осталось без последствий. Вам о нём, наверное, даже не сообщили, переадресовав его по цепочке вниз — тому же следователю С.Б. Атахану. По этой причине, я вынужден в этот раз обращаться к Вам публично, опубликовав текст своего ходатайства на личной странице в социальной сети Facebook. Надеюсь, внимание к данной нездоровой ситуации общественности, средств массовой информации, религиозных лидеров Казахстана и других стран, а также казахстанских и международных правозащитников будет способствовать установлению справедливости.
Приложения:
1. Отношение Республиканского государственного учреждения «Комитет по делам религий Министерства культуры и информации Республики Казахстан» № ЖТ-2023-02529478 от 21.12.2023г. — 2 л.,
2. Копия Указа Управляющего Астанайской и Алматинской епархией № 1173/66-ук от 19.06.2023г., распространённая посредством социальных сетей — 1 л.,
3. Копия заключения эксперта ИСЭ по г. Алматы № Э/24/2/1381/2026 от 22.02.2024г. — 4 л.
С уважением, Иаков (Воронцов В.Ю.)»
Кто такой Иаков Воронцов
Иаков Воронцов родился и вырос в Казахстане. Широко известен стал после того, как во время пасхальной службы в храме Актобе прочитал молитву на казахском языке. Видео с молящимся по-казахски священником мгновенно разлетелось в казахстанском сегменте соцсетей.
Свою историю он рассказал в интервью «Азаттыку»:
«Я родился и вырос в Казахстане, казахский язык вокруг меня звучал с детства, я всегда проявлял интерес к казахской музыке, песням. Так что это органичная часть моей картины мира. Среди моих друзей было много казахов, в том числе казахоязычных. Но на раннем этапе своей жизни я не придавал значения вопросу о владении языком.
Среди моих друзей был замечательный человек, поэт и танцор балета Дюсенбек Накипов. У нас разница в возрасте 40 лет, но мы дружили, и когда мне было года 22, он говорил: «Тебе обязательно надо казахский учить. В Казахстане без казахского языка нет будущего». Именно тогда я начал об этом задумываться.
Всерьёз заняться языком я решил в связи с событиями прошлого года, когда пришлось самоопределяться, с кем быть — с независимым Казахстаном или с той страной, которая варварски нападает на соседей. Я давно замечал, что в Казахстане есть люди, организации, которые всячески пытаются показать, что без России мы никуда, что Казахстан — это часть так называемого русского мира. Но я вижу, насколько людоедский режим сейчас в России. Насколько они пытаются возродить сталинские традиции, традиции безбожников.
Я себя никак не отделяю от казахстанцев. Мы должны быть независимы и свободны от этих вещей. Мы давно уже не российская колония. И я понял, что мы должны бороться за наше будущее, а казахский язык — это будущее Казахстана. Это важная составляющая нашего самоопределения и залог единства народа Казахстана как гиперэтнической нации. Мы — казахстанцы, независимо от того, что у нас написано в графе «национальность».
ИСТОЧНИК:
Интернет-портал «Республика»
https://respublika.kz.media/archives/135931
ФОТО: https://spgkz.kz/