Правозащитник и тренер по правам человека на семинарах для преподавателей академий полиции Юрий Гусаков о том, почему нужно раз за разом «входить в реку», о праве казахстанцев на недовольство и поводах для беспокойства при наличии столь большого числа правозащитников от государства.
Не так давно в Костанае и Караганде прошли первые тренинги для преподавателей академий полиции в рамках проекта Казахстанского международного бюро по правам человека по разработке методического пособия и курса по правам человека (КМБПЧ) для правоохранителей при поддержке Канадского Фонда местных инициатив Посольства Канады.
Ранее мы уже представляли точку зрения заместителя директора КМБПЧ и координатора Коалиции НПО Казахстана против пыток Розы Акылбековой и разработчика пособия, доктора юридических наук Куата Рахимбердина (директора Восточно-Казахстанского филиала КМБПЧ).
Зачем понадобилось сейчас не первое «вхождение в реку» и на что рассчитывают казахстанские правозащитники мы поинтересовались у преподавателя курсов – директора Карагандинского филиала КМБПЧ Юрия Гусакова.
(фото: Казахстанский пресс-клуб)
Юрий Анатольевич Гусаков далеко не первый год читает лекции и проводит занятия по правам человека для действующих и будущих сотрудников органов. Так что специфику знает на отлично, и может сказать: есть ли понимание в принципе и сравнить, если есть разница между поколениями людей в форме в контексте их восприятия материала, а самое главное – использования его в практике.
О маятниковом характере взаимодействия МВД с правозащитниками и ожидании чуда
– Юрий Анатольевич, в первую очередь хотелось бы понять: ранее уже издавались пособия по международным стандартам прав человека для курсантов академий полиции, а сейчас принято решение сделать новые. С чем это связано, на Ваш взгляд? Те, прежние, устарели или все в этом мире меняется?
Речь, конечно, не только о переиздании пособия по правам человека. Речь о необходимости введения (или обновления) в перечне учебных дисциплин курсантов высших учебных заведений МВД Республики Казахстан курса о правах человека. Ранее такое пособие называлось «Права человека – функция и обязанность полиции». Особое внимание уделяется и методам работы с курсантами преподавателей, специализирующихся на образовании в области прав человека. Поэтому правильнее будет говорить об «осовременивании» учебного материала, обновлению подходов к преподаванию, поскольку и международные нормы, и нормы действующего законодательства не остаются неизменными. Особо отмечу маятниковый характер взаимодействия министерства внутренних дел с правозащитными организациями. На сегодня такое взаимодействие есть. Это радует.
– Вы недавно участвовали в качестве преподавателя в семинарах по международным и национальным стандартам прав человека. А вот если честно, сами то верите, что это осело внутри слушателей и будут переданы конечным бенефициарам так, что впоследствии они станут применяться на практике?
Чуда вне всякого сомнения жду всегда! Однако понимаю, что чудес не бывает. Среди слушателей – преподаватели разного возраста, в том числе представители одной из консервативных правоохранительных систем образования с вполне сложившимися взглядами на образование, общую систему подготовки полицейских и необходимости следования ценностям прав человека будущих правоохранителей. Кто-то уйдет с пополненным багажом ценностей прав человека, кто-то улучшит свои практические навыки преподавания, а кто-то просто вернется к свои привычным наработкам, приемам и методам. Ничего нового. Тем не менее, если речь о конечных бенефициарах, то здесь все непросто из-за полного отсутствия в системе среднего образования «прививки» прав человека. Курсанты – будущие полицейские, которые ничего не получили в средней школе… Беда. Правда, есть надежда, что система послевузовского образования, претерпевающая сегодня изменения, поменяется и поддержит ценностные ростки в сегодняшних курсантах, появившиеся в них с нашей помощью и помощью преподавателей, пообщавшимися с нами на семинарах.
О правозащитниках от государства и поводах для беспокойства
– На последних семинарах в академиях полиции обсуждались возможности по интеграции аспектов в области прав человека в учебные программы. Так что мешало это сделать раньше, если были подготовлены пособия и также проводились обучающие курсы?
Это делалось. Правда с особенностями, о которых я говорил чуть раньше. Повторюсь: разные преподаватели, разные ценностные ориентиры и возраст, отсутствие образования в области прав человека в средней школе и, что весьма существенно, полное пренебрежение правами человека в сложноподчиненной иерархии мундиров, отчетов, инструкций и секретов. Делалось без особого почтения к нормам Конституции Республики Казахстан, предполагающей, что наше государство станет таким, в котором человек, его жизнь, права и свободы будут высшими ценностями (ст. 1 Конституции РК)… Что до интеграции ценностей прав человека в учебные программы – она не в программах. Она в людях. В преподавателях, в курсантах и в организации дискуссий на темы учебных курсов с учетом соблюдения прав человека, ценностей прав человека, защиты прав человека…
– В своем выступлении на семинарах Тастемир Абишев (кто не знает – заместитель председателя Комиссии по права человека при президенте РК) перечислил целый ряд государственных органов по защите прав человека вплоть до акиматов, национальных механизмов, судебную систему – то тесть все во благо человека и его защиту. А народ тем не менее недоволен. И правозащитники говорят про системные нарушения. И по отчетам международных организаций Казахстан пребывает постоянно где-то снизу. То есть либо получается, что у семи нянек дитя без глаза, либо недовольство правозащитников – это профессионально, а народ всегда будет чем-то недоволен?
Действительно, целый ряд государственных правоохранительных органов, в числе которых суды, полиция и прокуратура, национальные правозащитные учреждения (Комиссия по правам человека при президенте РК, Уполномоченный по правам человека в РК, Национальный центр по правам человека, Комитет по охране прав детей министерства просвещения в РК, детский омбудсмен) перечисляются общественности, когда речь идет о приверженности Казахстана ценностям прав человека… Но начну с того недовольства, о котором вы говорите. Все без исключения государственные органы существуют на деньги казахстанцев. И мы имеем полное право на недовольство, особенно, если речь идет о защите наших прав и свобод, осуществляемой за наши же деньги. Речь сейчас не о количестве рассматриваемых жалоб и заявлений, а о правозащитной эффективности их рассмотрения. В ряде случаев, если не в большинстве, сегодняшние правозащитники от государства – это выходцы из системы МВД или бывшие прокурорские работники… Так что и у семи нянек, и у дитяти есть повод для беспокойства. И не один.
«Надежда только на настоящих профессионалов. Есть такие»
– Вы уже не первый год (если не десятилетие) обучаете будущих и нынешних полицейских правам человека. А есть ли отличия между поколениями или все также?
Действительно. Третье десятилетие в профессии. Третье десятилетие предпринимаем попытки обучать будущих и действующих полицейских правам человека. Основное отличие поколений не радостное. Интерес общества к правам человека падает и это весьма заметно. Что касается полицейских, то требования к соблюдению ими прав и свобод человека растут. Это обусловлено, в том числе, международными нормами в области прав человека, к которым присоединился Казахстан. Действующее, в частности, уголовное законодательство претерпело существенные изменения. Требования к профессионализму правоохранителей растут. Но казахстанские полицейские не приезжают к нам из других стран и не прибывают к нам с других планет. Это наши с вами приятели, знакомые, родственники, современники. И они, как и мы с вами, сталкивались и сталкиваются с пренебрежением к правам человека, коррупцией, кумовством, с хамоватым и нахрапистым малым и средним бизнесом, который ну никак не исторгнет из себя списка предпринимателей с безупречной репутацией. Ну хотя бы из двух фамилий… Они видят одного экс-министра МВД, ставшего вдруг не ректором полицейской академии, а хозяйственником большого региона или другого, но подвергнутого уголовному преследованию… Поэтому есть отличия. Повторюсь: не радостные. Надежда только на настоящих профессионалов. Есть такие. Лично знаком с некоторыми. Поэтому и участвуем в таких обучающих программах, надеясь на их результативность и востребованность. Верю и знаю, что работаем не зря.