Работников КГП «Метрополитен Алматы», пожаловавшихся на установку некачественных тормозных колодок на поездах, уволили с работы и объявили группой оппозиционеров и диверсантов, готовившихся пустить под откос состав с пассажирами ради смещения руководства предприятия.
21 ноября на пресс-конференции трое бывших работников Алматинского метрополитена рассказали о своём незаконном увольнении, причиной которого стали критические замечания с их стороны в адрес руководства компании. Метрополитеновцы предлагали гласности ряд серьёзных нарушений в области закупок оборудования для поездов, каковые нарушения могут повлечь за собой угрозу безопасности пассажиров.
На пресс-конференции выступили бывшие работники метрополитена Калдарбек Алибаев, Бекжан Кейкишев и Баянгали Сманов, а также председатель общественного объединения «Гражданская оборона» Андрей Ушаков.
Они рассказали о том, что в период со 2 августа по 8 сентября этого года из коммунального государственного предприятия «Метрополитен Алматы» уволили целую группу работников, среди которых были начальник дистанции службы пути и тоннельных сооружений Калдарбек Алибаев, заместитель начальника отдела материально-технического снабжения Бекжан Кейкишев и инженер дистанции службы пути и тоннельных сооружений Баянгали Сманов. Своё увольнение эти работники связывают с тем, что именно они подняли вопрос безопасности пассажиров, а именно о закупе некачественных тормозных колодок для поездов (о том, что проблема с колодками есть признавало и руководсьво мерополитена). После того, как эти колодки были установлены на поездах, на путях метро стали находить обломки этой важной детали, что может в любой момент привести к отказу тормозов с непредсказуемыми последствиями.
– Нашему увольнению предшествовали гонения против нас со стороны нового руководства компании, которые разворачивались с начала этого года в ответ на наши жалобы на нарушения трудового законодательства. На наши обращения по поводу закупа и установки на поезда некачественных тормозных колодок и возникающей в связи с этим угрозы безопасности движения мы так и не получили ответа по существу дела. Зато в какой-то момент нам стало известно о письме одного из руководителей компании в департамент КНБ по городу Алматы с политическими обвинениями в адрес «группы оппозиционеров, дестабилизирующих обстановку в трудовом коллективе». Мало того, этим самым оппозиционерам, то есть нам, приписывается намерение совершить диверсию с целью добиться смещения руководства предприятия, – рассказывает Калдарбек Алибаев.
Реагировать на столь живописный донос в духе сталинских 1930-х годов органы нацбезопасности не стали. Так и не дождавшись ареста «оппозиционеров» и «диверсантов», руководители компании, столь дорожащие своим положением, уволили смутьянов под предлогом нарушения ими трудовой дисциплины.
По ходу пресс-конференции к трём первоначальным спикерам присоединилась юрист Алия Балыкбаева, представляющая интересы уволенных метрополитеновцев. Она обратилась к руководству Агентства финансовых расследований РК с жалобой на действия некоего сотрудника городского департамента экономических расследований, незаконно собиравшего персональные данные работников метрополитена, неугодных руководству предприятия с целью их компрометации. Незаконно добытые они были использованы для увольнения Баянгали Сманова, – говорит юрист.
Также представляющая юридические интересы уволенных метрополитеновцев адвокат Роза Сатылганова оценила их увольнение и предшествовавшие ему гонения как очевидное нарушение их трудовых прав. Она сообщила о подготовке и подаче в суд исковых заявлений по поводу признания увольнений незаконными и восстановления истцов на работе в прежних должностях.
Председатель общественного объединения «Гражданская оборона» Андрей Ушаков, много лет занимающийся защитой трудовых прав граждан, сделал акцент на отсутствии в КГП «Метрополитен Алматы» независимого профсоюза и неспособности имеющейся там отделения казённого профсоюза защитить права работников. В любом случае вопрос том, правы или неправы работники метрополитена южной столицы, поставившие ребром вопрос о безопасности пассажиров, ни в коем случае не должен подменяться обвинениями их в подготовке теракта. Политическому доносу как способу сведения счётов и (возьмём шире) попранию трудовых прав работников госпредприятий нужно раз и навсегда поставить заслон в том числе и посредством тормозных колонок.
ФОТО: Matilius 258 / 2319