• Главная
  • >
  • Обидеть полицейских может каждый

Обидеть полицейских может каждый

17.10.2024

Петропавловские полицейские привлекли правозащитного активиста к административной ответственности за клевету на полицию, однако не представили конкретных потерпевших.

Вечером 15 октября в городе Петропавловске полицейские остановили машину правозащитного активиста Вадима Курамшина и потребовали от него проехать с ними в отдел полиции для оформления протокола об административном правонарушении.

В это же время другие полицейские приехали к Курамшину домой, где долго искали его по всей квартире и требовали от домашних сообщить о его местонахождении.

Доставленному в отдел полиции Курамшину сообщили о том, что против него возбуждено административное дело о клевете на сотрудников полиции. Таковое правонарушение было усмотрено в недавнем посте Курамшина в соцсетях, где он предал гласности услышанный им во время отбывания предыдущего административного ареста рассказ сокамерника о том, что полицейские вымогали у того миллион тенге за освобождение из спецприёмника и прекращение дела.

Вадим Курамшин высказал категорическое несогласие с обвинением, указывая на отсутствие в том посте фамилии рассказчика, а главное – фамилий и должностей предполагаемых вымогателей и название подразделения, в котором они служат. По закону, в деле о клевете обязательно должны быть потерпевший или потерпевшие, каковыми могут быть только физические лица, а никак не абстрактная полиция. Поскольку в представленном Курамшину протоколе об административном правонарушении личности потерпевших не были указаны, он отказался подписаться в графе «с протоколом ознакомлен» и обещал продолжить начатую дискуссию в суде.

16 октября административное дело Курамшина о клевете на петропавловскую полицию было рассмотрено в межрайонном суде по административным правонарушениям. В ходе рассмотрения обвиняемый и его адвокат Азамат Карапов апеллировали к требованию законодательства о наличии конкретных потерпевших, а также указали на ряд нарушений со стороны полицейских при оформлении дела. В отличие от множества других подобных дел, когда судьи в упор не слышат доводов обвиняемого и его защиты, здесь и сейчас судья внял этим доводам и постановил вернуть дело для переоформления, по усиленной части статьи 73-3 (с обвинением лица в совершении коррупционного преступления) – до 25 суток адмареста.

Через несколько часов полицейские представили суду переоформленный административный протокол, однако сведений о потерпевших в нём как не было, так и не появилось. Ознакомившись с «исправленным» протоколом, судья вынес решение прекратить административное дело против Курамшина в связи с ненадлежащим оформлением протокола и оправдать Курамшина.

В последнее время петропавловская полиция прямо-таки открыла на Курамшина сезон охоты, к которому подключились и иные заинтересованные лица. («По наторенной дорожке», «Брат за брата-3: мемуарист отправлен на досиживание»). Сейчас в отношении него возбуждено и уголовное дело по жалобе бывшей сутенерши , возмущенной тем, что Вадим озвучил угрозы, прилетевшие с ее стороны.

Оправданный правозащитник, ранее отсидевший не один десяток административных арестов по ничуть не более убедительным обвинениям, назвал вынесенное в его адрес оправдательное постановление невероятным (в данном случае – в хорошем смысле этого слова). «Полная победа! Невероятное судебное решение!» – написал он в своём ФБ-аккаунте. Вадим Курамшин горячо поблагодарил своего адвоката Азамата Карапова и Бюро по правам человека, содействовавшее в привлечении этого защитника, а также всех, кто оказывал ему моральную поддержку.

Нам же остаётся добавить к этому, что возможность доказать свою правоту и неправоту полицейских в судебном заседании, а главное – способность суда вникнуть в обстоятельств дела и вынести оправдательный приговор есть важный шаг к реальному созданию в Казахстане правового государства. 

Вадим Курамшин дважды отбывал тюремные заключения по политическим основаниям. Лауреат премии имени Людовика Трарье 2013 года для адвокатов, занимающихся защитой прав человека. Автор книги «Катарсис: поколение, обрезанное цензурой».