• Главная
  • >
  • Сверка часов в критических условиях

Сверка часов в критических условиях

03.10.2024

На диалоговой площадке при МИД РК подняли тему кризисных моментов в жизни подрастающего поколения страны. Все прекрасно понимают: нужно что-то срочно делать…

На последнем заседании Консультативно-совещательного органа «Диалоговая площадка по человеческому измерению» при МИД РК подняли три разноплановых темы – роль молодежной волонтерской деятельности в целях реализации Целей устойчивого развития ООН; об усилении корпоративной ответственности бизнеса по соблюдению прав и ходе реализации рекомендаций Комитета ООН о правах ребенка.

Поскольку детский вопрос сейчас снова на слуху в силу участившихся безрадостных событий (суициды, насилие, изнасилования), то в рамках КСО ДПЧИ обсуждение состояния в стране прав ребенка подняли снова. При этом в начале этого года «недетские проблемы» детей и подростков уже обсуждалась в связи с насилием в отношении несовершеннолетних с подачи Уполномоченного по правам ребенка и Республиканской ассоциации социальных работников. Но, как видим, все осталось на том же уровне плюс волна суицидов.

Об озвученных на площадке моментах мы попросили высказаться заместителя директора Бюро по правам человека Розу Акылбекову, являющуюся координатором Рабочей группы НПО Казахстана «По защите прав детей».

«В данный момент, почему эта тема была поднята, было важно сверить часы, государство должно обновить доклад для предоставления в Комитет ООН по правам ребенка, кроме того в январе 2025 года государство будет отчитываться в рамках Универсального периодического обзора в Совете ООН по правам человека, и в рамках УПО есть раздел по правам ребенка», – делится Роза Акылбекова.

Последний раз Казахстан представил свой сводный 5-6 доклад в Комитет ООН по правам ребенка в 2021 году. После предыдущего доклада эксперты Комитета ООН выразили свою обеспокоенность по трем десяткам пунктов, предложив в этой связи свыше тридцати рекомендаций. Например, «Комитет сожалеет, что после завершения государственной программы «Дети Казахстана» никакой политики или стратегии по правам детей принято не было. Он также обеспокоен тем, что Национальный план действий в области прав человека на 2009–2012 годы, в частности та его часть, которая связана с правами детей, недостаточно широко осуществляется».

«Сейчас необходимо поднимать вопрос по правам детей, потому что для государства тема хоть и не совсем чувствительна, скажем так – неполитическая, но даже в одной Алматы в последнее время будоражат суициды, все озадачены, включая местную исполнительную власть, стали закрывать, проверять чердаки, проводить определенную работу. На мой взгляд здесь все должны объединиться и уже по Казахстану общественники поднимают данную проблему, что дети играют в какую-то игру, приводящую к суицидам», – говорит Роза Акылбекова.

«В Казахстане за последние две недели произошло десять случаев суицида, из них семь – в Алматы. Из жизни ушли девочки 12 и 13 лет, 17-летний подросток, студент местного вуза и курсант третьего курса», пишет новостное издание Tengrinews.kz.

На это отреагировал Генеральный прокурор Берик Асылов на своей странице в сети Х.

«Наши эксперты – Эльвира Ватлина, Динара Есимова по социальной работе поднимали серьезные институциональные вопросы, включая создание Уполномоченного по правам ребенка, его представителей на местах. Однако они изначально были созданы не совсем правильно, то есть приказом премьер-министра на тот момент. И тем самым не было открытости, что предполагают Замечания общего порядка, подсказывающие как правильно создавать национальные правозащитные учреждения. Чтобы они были независимыми, чтобы была прозрачность, когда уполномоченных выбирают, а не назначают. Потом ротация: она нужна, но не так, когда, используя ротацию Уполномоченного по правам ребенка убирают. Так, например, в Шымкенте представитель Уполномоченного подняла проблему и с ней сразу распрощались, когда она обнаружила нарушения», – продолжает Акылбекова.

«Смена детского омбудсмена в Шымкенте прошла так тихо и незаметно, что, если бы не прощальный пост Жаннеты Жазыкбаевой в соцсетях, никто бы ничего не знал. Сложилось впечатление, что от регионального уполномоченного по правам ребенка (РУПР) буквально избавлялись. Причина на поверхности: Жазыкбаевой не простили огласки резонансного случая издевательств над шестью приемными детьми, отец которых оказался шизофреником и был судим за убийство по неосторожности. Вину органов опеки попытались переложить на ту, кто первая подняла тревогу и не скрывала факта от журналистов», – рассказала газета «Время».

«На самом деле много случаев буллинга, суицидов, насилия. Недавно в Актобе был страшный случай. К сожалению, со стороны психологов, социальных педагогов не ведется достойной работы. Если таких случаев все больше и больше, либо не совсем так все делают, либо вообще не делают, либо не понимают своих обязанностей.  Раньше к нам обращались школы, когда возникала какая-то проблема, мы приходили, собирали всех и проводили информационный час, не указывая из-за кого конкретно все собрались. Поднималась проблема отсутствия профессионализма у социальных педагогов, что они не занимаются полагающейся работой. Социальные педагоги должны работать с каждым ребенком, отслеживать ситуацию, какая семья, какой социум, почему школьные педагоги предъявляют претензии к тому или иному ребенку? Есть буллинг. Также педагоги могут давать ребенку оценку, называя его при других детях плохим, и тогда уже подключаются дети: они его могут обзывать, преследовать. И получается, что сам педагог, не желая того, призывает детей к буллингу. Также отмечалось, что многие специалисты не понимают, что такое политика в наилучших интересах ребенка, хотя данная политика прописана еще в 2002 году, когда появился Закон о правах ребенка», – переходит к следующей теме, поднятой на заседании, наш собеседник.

2 сентября в Темирском районе (Актюбинская область) сверстники зверски расправились с 14-летним подростком.  По подозрению в преступлении задержали двоих несовершеннолетних. «Мой брат погиб от рук школьников. Нуржана Сыдыка безжалостно избили ученики 10 и 11 классов Копинской средней школы Темирского района. На него напали около 15 человек, они били его около часа, потом скрылись. Брата били по жизненно важным органам, у него из носа и уха пошла кровь. Среди тех, кто бил его, были дети учителей Копинской средней школы и у кого есть связи в правоохранительных органах района», – сообщают родные, которых цитирует региональный интернет-портал «Мой город».

По мнению правозащитницы необходимо больше уделять внимания образованию в сфере прав человека с привязкой к правам ребенка. Но пока воз стоит на месте:

«Когда в Казахстане была завалена всемирная программа по образованию правам человека первого этапа, второго этапа; когда должны были с пониманием отнестись к продвижению прав ребенка в школах. И до сих пор поэтому важно продвигать данные знания, в том числе среди педагогов, воспитателей детских садов, поскольку и там происходят нарушения. И даже если они хорошие методисты – это еще не значит, что они профессионалы».

По результатам исследования, проведенного Молодежной информационной службой Казахстана публике были представлены в том числе такие выводы:

– В государственной системе образования нет обучения правам человека: Исследование выявило отсутствие системной программы обучения детей правам человека, фрагментарную передачу таких знаний в рамках различных предметов и формальный подход к этому процессу.

– Учителям не хватает знаний для преподавания прав человека. Учителя являются звеном систематизации знаний о правах человека для молодого поколения, но больше половины из отмечают недостаток информации и знаний, а также системных подходов и методик в преподавании. Также отмечаются небольшие проблемы с поиском информации о правах человека на казахском языке.

– Родители являются первичным источником информации о правах человека для детей. Однако сами они вынуждены искать информацию в Интернете, обращаться к Конституции, не будучи знакомы с правозащитными организациями. Они больше полагаются на школу в вопросах образования детей в области прав человека.

– Требуется обучение тому, как учить правам человека. И родителям, и учителям требуется дополнительное обучение основам концепции прав человека, а также методологии передачи этих знаний ребенку. Кроме того, важен контекст и среда, в которых передача знаний происходит: требуется общее решение проблем насилия, коррупции, неуважения законов в обществе.

– Студенты хотели бы изучать права человека в основной программе в учебных заведениях. 81% учащихся отметили это.

«В отношении прав ребенка делается немало. Например, созданы институты, такие как Комитет по охране прав детей при Министерстве просвещения и Уполномоченный по правам ребенка. Это здорово, но… как мы видим, на практике это не срабатывает. Государственные институты – это государственные институты, которые должны координировать политику в наилучших интересах ребенка, институт Уполномоченного по правам ребенка все же должен быть создан, опираясь на Замечания общего порядка и Парижскими принципами. И тогда они будут прислушиваться к профессионалам гражданского общества, опасаться критики, и вместе сотрудничать, наверное, тогда мы сможем победить негативную практику несоблюдения прав ребенка в Казахстане», – предлагает Роза Акылбекова.

* * *

«Просто нужно понимать, как работать с маленьким человеком. В Замечаниях общего порядка (Комитета ООН по правам ребенка) четко прописано: очень важно уважение человеческого достоинства по отношению к ребенку».

КСО ДПЧИ действует с 2013 года, созданная по инициативе по инициативе Министерства иностранных дел, предоставившего свою территорию для регулярных встреч чиновников и представителей гражданского общества. Являющийся сейчас экспертом-консультантом Казахстанского международного бюро по правам человека Евгений Жовтис выполняет функции сопредседателя Рабочей группы КСО ДПЧИ. Возобновление деятельности Рабочей группы стало возможным благодаря поддержке со стороны посольства Великобритании.

Данный материал подготовлен при финансовой поддержке правительства Великобритании для международного развития. Мнения, выраженные в данном материале, не обязательно отражают официальную точку зрения правительства Великобритании.