Защита Свидетелей

02.10.2024

В Казахстане Христианская община «Свидетели Иеговы» – по сути единственное религиозное объединение, что борется в юридической плоскости в ответ на притеснения. О победе говорить не приходится, но некоторые битвы выиграны.

Спор о 25 минутах

В конце августа судебная коллегия по административным делам Верховного суда РК оставила без удовлетворения кассационную жалобу жителя Костаная Эдуарда Малыхина, пытавшегося судиться с полицейскими за приостановление ими богослужения на 25 минут.

Тринадцать членов Христианской общины «Свидетели Иеговы» собрались в первый день 2023 года в помещении торгового центра для небольшой праздничной встречи и богослужения. Однако, по официальной версии, некий доброжелатель сообщил в полицию о сборе подозрительных лиц, на что прибывшие полицейские в течение 25 минут проверяли документы собравшихся, приостановив службу. Несмотря на то, что для участников встречи административных последствий не последовало, однако один из участников встречи Эдуард Малыхин посчитал, что перерыв в службе и проверка собравшихся является нарушением права на свободу вероисповедания и защиту персональных данных. Требования признать действия полицейских незаконными и удалить персональные данные суд первой инстанции не посчитал правомочными и подлежащими рассмотрению. Апелляционная инстанция совершила аналогичный вывод.

На данный момент это последнее судебное решение в череде попыток в судебном порядке добиться восстановления прав адептов общины и обратить внимание судебных органов на систематические воспрепятствования свободе вероисповедания полицией, очевидно, действующей не только по своему собственному усмотрению.

В пресс-службе религиозного объединения представили свой комментарий на вердикт Верховного суда, обратив внимание на противоречия уже в самом постановлении коллегии под председательством Сембека Баймаханова.

«В своём постановлении судебная коллегия Верховного суда прямо утверждает, что «при проведении проверки сотрудники полиции действовали в пределах полномочий и требований действующего законодательства». Таким образом, суд подтверждает, что действия сотрудников полиции, которые безосновательно прервали мирную встречу верующих, неправомерно собрали персональные данные всех присутствующих, являются законными» – это один момент. Второй – то, что «Давая правовую оценку действиям полиции, суд далее заявляет, что подобное незаконное вмешательство в мирную деятельность верующих ни коим образом не ограничивает их права. При этом сначала суд подтверждает, что действия полиции по срыву богослужения подлежат оспариванию, однако далее утверждает, что действия полиции «не могут являться предметом самостоятельного судебного оспаривания, так как не влекут правовых последствий».  

И понимай сей замысловатый текст как хочешь.

Сор из избы

По этой причине в религиозной общине посчитали, что на уровне Казахстана меры правовой защиты исчерпаны, так что по уже проторенному пути жалоба уйдет в Комитет ООН по правам человека.

При этом для членов общины в данном случае важно не отсутствие «правовых последствий», а соблюдение принципа. И это достаточно редкий случай, когда не судят последователей какой-либо из религий, наоборот – религиозное объединение само в юридической плоскости контратакует оппонента. Благо демонстрация юридической подготовки и поддержка со стороны конвенционных органов ООН делают свое дело – уже несколько лет казахстанские власти не предпринимали явных попыток чинить препятствия Свидетелям по крайней мере в рамках усиленно применяемой статьи 490 КоАП (Нарушение законодательства РК о религиозной деятельности и религиозных объединениях).

В докладе Комиссии США по международной свободе религии за 2023 год Казахстану традиционно достается за отсутствие достижений в отношении свободы вероисповедания. Здесь «Свидетели Иеговы» упомянуты дважды – в связи с делом Даниила Смаля (как прогресс) и о штрафе за раздачу религиозных материалов в кафе. Последний факт, очевидно, также вошел в 24 (как минимум) случая привлечения к административной ответственности приверженцев «Свидетелей Иеговы» в мониторинге норвежской правозащитной организации Forum 18 из 203 фактов административных преследований в отношении верующих за тот же период. В подавляющем большинстве обвиняют в разделение своих убеждений с посторонними (что по казахстанским мерках теперь оценивается статьей 449 ч 1 КоАП «Приставание в общественных местах»).

Хочешь – верь, хочешь – не верь

С другой стороны, в сборнике «Решения судов РК по статье 490 КоАП РК 2021-2024» в контексте «Свидетелей Иеговы» уже знакомая фамилия Малыхин встречается дважды. В мае и июле 2022 года его реабилитировали по двум эпизодам с принесением извинений и возвратом уплаченных штрафов за незаконное привлечение к административной ответственности.  Еще два десятка судебных постановлений – о прекращении административных производств, с помощью которых органы преследования пытались навязать верующим нарушения. Удивительно уже то, что суды признавали неправоту полиции и своих нижних инстанций, отмечая отсутствие доказательств и самого состава правонарушения, и то, что ссылались на Международный Пакт о гражданских и политических правах (который на самом деле в РК является законом прямого действия, только об этом мало кто вспоминает). И хотя в Казахстане непрецедентное право, однако признание судами, что человек может распространять в индивидуальном порядке свои взгляды и делиться с окружающими незапрещенными источниками информации, привело к тому, что де-факто за «Свидетелями Иеговы» признали возможность проводить беседы, делиться литературой или ссылками, за что прежде их раз за разом привлекали в адмпорядке.

Правда, когда очень нужно обвинениям всегда можно найти замену, пусть даже нелепую. Пока что такой спасительной соломинкой стала статья 449 КоАП, которая на самом деле не имеет к приверженцам той или иной религиозной конфессии никакого отношения.

Статья 490 «Приставание – назойливое обращение в общественных местах в целях покупки, продажи, обмена или приобретения вещей иным способом, совершенное лицом, не являющимся субъектом предпринимательства, а также в целях гадания, попрошайничества, оказания услуг сексуального характера либо навязывания иных услуг».

И в этом контексте верующие никому никаких услуг, понятное дело, не навязывают. Каждый сам вправе решить: хочешь – верь, хочешь – не верь. По такой логике любого можно привлекать к ответственности любого прохожего, задавшего вопрос «Не подскажите, который час?»

Определенно, что со стороны юридической службы «свидетелей» очередь дойдет и до этого момента.

Христианская община «Свидетели Иеговы» пока что направила в Комитет ООН по правам человека шесть жалоб, одна из которых была удовлетворена, остальные находятся на рассмотрении вместе с коммуникациями с госорганами РК. Также было вынесено положительное решение по обращению в Рабочую группу ООН по произвольным задержаниям. Так что скорей всего череда реабилитаций могла стать вынужденным ответом на претензии со стороны общины, вынесенные на международное обозрение.

На территории современного Казахстана «Свидетели Иеговы» появились в конце XIX века, как и в России. С учетом того, что за годы своего существования в советский период им пришлось пройти через массовые репрессии, сохранив не только веру, но и организацию, терпения, упорства и веры им не занимать. Как бы к ним не относились.