КМБПЧ – Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности
  • Главная
  • >
  • Чтобы не видеть в человеке преступника

Чтобы не видеть в человеке преступника

09.09.2024

Казахстанское международное бюро по правам человека начинает разработку методического пособия по правам человека для сотрудников правоохранительных органов c последующим внедрением курсов по правам человека для силовиков. Ранее уже были написаны пособия и проводились различные обучающие мероприятия, но насколько все это эффективно? Есть ли смысл входить снова в ту же реку или что-то поменялось? Об этом рассказывает заместитель директора КМБПЧ Роза Акылбекова.

Почему мы защищаем преступников

На ваш взгляд, Роза Максатбековна, насколько сейчас актуальна реализация такого проекта? Ведь раньше нечто подобное уже было?

Во-первых, пользуясь случаем, хочу выразить слова благодарности Канадскому Фонду местных инициатив Посольства Канады, поддержавшего наше начинание.

Теперь необходимо отметить, что с момента основания Казахстанского международного бюро по правам человека, это еще в далеком 93-м году, одним из основных направлений Бюро выбрало вопрос просвещения, образования в области прав человека и продвижение международных стандартов и принципов в государственных органах. На протяжении лет мы организовывали образовательные мероприятия для представителей Генеральной прокуратуры (по предотвращению пыток), для Министерства юстиции (по институту законодательства), по введению в концепцию прав человека, международным стандартам, механизмам ООН и так далее.  

И данный проект очень важен, особенно учитывая события Кровавого января 2022 года.

А когда начались попытки дополнить систему обучения для правоохранителей?

Вообще данную работу в сотрудничестве с Министерством внутренних дел мы начали еще в 2009 году при поддержке фонда UNDF, когда представители научной среды, эксперты нашей организации, Комиссия по правам человека активно вовлеклись в подготовку руководства и методического пособия для сотрудников правоохранительных органов. И как раз это был второй этап всемирной программы ООН по образованию в области прав человека для органов правоохранительных органов с участием представительства ОБСЕ, в партнерстве с нашей организацией, другими.

На нынешнем этапе, конечно, мы видим, как меняется наше законодательство, решаются отдельные системные вопросы, так что нужно шагать в ногу. И раз академии готовят правоохранителей, то и данной работе требуется идти на системной основе. Вот почему в 2022 году мы по просьбе академии Министерства внутренних дел города Костаная провели за счет наших институциональных средств несколько семинаров по правам человека. Это как раз произошло после Кантарских событий, и было множество вопросов со стороны педагогов, поскольку среди них много бывших сотрудников органов и уголовно-исполнительной системы со своим взглядом, почему мы защищаем преступников? Чувствовалось, что люди основываются не на международных стандартах, отталкиваются не от прав человека, а первую очередь видят в человеке преступника. Даже в контексте свободы от пыток они не могли допустить, что это абсолютная свобода!

Преподаватели могут заблуждаться

И стало быть, пришло время напомнить о том, что, очевидно, явно подзабыто, судя по событиям Января?

В ходе тех семинаров в повестку дня вошли разные вопросы и в связи с этим (при том что мы видели, как сами педагоги заблуждаются по многим пунктам в области прав человека), мы решили подготовить такой курс, который бы ввел тех же педагогов более глубоко и системно по озвученной повестке. Чтобы понимали: если это свобода от пыток, то она касается каждого человека, и никого ни в коем случае пыткам подвергать нельзя. Даже если кто-то совершил страшное преступление. К тому же Казахстан уже свыше 30-ти лет как ратифицировал Конвенцию против пыток, мы взяли на себя обязательства и в рамках Международного Пакта о гражданских и политических правах, и в рамках Конвенции против пыток, и поэтому важно нам было донести, что пыткам никого подвергать нельзя. Вообще никак, пусть кто-то даже совершил самое страшное преступление! И также необходимо понимание, что такое политика нулевой терпимости. Так что мы старались поднять те темы, где Казахстан действительно взял на себя обязательства, и в этом случае не может быть национальных стандартов. Да, есть Конституция, есть национальные законы, но в то же время Казахстан взял на себя обязательства по всем основным международным договорам, и просто следует их соблюдать. И не только: для этого важно включить эти стандарты в свое законодательство.

Кроме того, мы говорили педагогам костанайской академии, что есть уже решения конвенционных органов ООН по индивидуальным жалобам из Казахстана, и их уже более 60: по части несправедливого суда, по части дискриминации, были обращения и в Комитет против пыток – с положительными решениями. Теперь требуется, чтобы Казахстан выполнил их, восстановил нарушенные права, выплатил компенсацию. Что еще никогда в полной мере не было сделано. И выплатил сатисфакцию, что вообще никогда не делалось. Мы объясняли: если нарушено право – вы должны его восстановить и вернуть при возможности человека в прежнее состояние, то есть создать ему все условия, которые были до нарушения его права. 

Хорошо. Обучение было, преподавателям, допустим, все разъяснили, все всё поняли. А каковы результаты всего этого для начала на уровне педагогического состава?

Помимо озвученных семинаров, мы провели конкурс для педагогов, и четыре лучших педагога были поощрены поездкой в алматинскую академию Министерства внутренних дел. И там уже вместе с экспертами нашей организации подобрали себе тематики, связанные с правами человека. Далее вместе с нашими экспертами проводили совместные лекции. Причем, они давали практические задания своим коллегам из алматинской академии. И мы увидели, что педагоги костанайской академии очень серьезно отнеслись к делу и смогли поделиться полученными знаниями, отработали со своими коллегами их на практике, и алматинская академия очень позитивно отреагировала на предложенный формат. Важно также отметить, что и педагоги алматинской академии были серьезно подготовлены, их около 30 человек, и сама академия оказалась очень гостеприимной как к нам – правозащитникам, так и к своим коллегам из Костаная.

Эта работа была проведена в 2022 году, и сейчас наши эксперты готовят руководство для педагогов академий Министерства внутренних дел. Мы работаем в партнерстве с Комиссией по правам человека при Президенте РК, и немаловажно, на мой взгляд, что данное руководство разрабатывается нашим специалистом Куатом Рахимбердиным (он является членом Общественного совета МВД), и как раз он очень серьезно погружен в тему правоохранительной системы Казахстана, активно ее изучал, знает все ее проблемные моменты. Поэтому мы ожидаем, что будет подготовлено серьезное системное руководство, которое поможет нашим педагогам академий внутренних дел передать весь накопленный материал и по правам человека, и по международным договорам, и по многим свободам: это свобода мирных собраний и объединений, свобода от пыток. Также по просьбам актюбинской академии мы готовим пособие для инспекторов ювенальной юстиции по правам ребенка, о жестоком обращении, о сексуализированном насилии, случаи которого актуализировались в последнее время в стране. Понятно, что большинство таких случаев происходит внутри семьи, с участием знакомых семьи или близких родственников. Но здесь чрезвычайно важно, чтобы полицейские, которые будут проходить обучение по данному пособию, понимали, как работать с этим ребенком.

Январские события перечеркнули большую работу

 Когда приходится оценивать результаты, то если ранее – до 2022 годы, мы, правозащитники, выражали положительную позицию в отношении того, что много было сделано, допустим по свободе от пыток, но Январские события перечеркнули ту большую работу, что проделали правозащитники вместе с Генеральной прокуратурой, Министерством внутренних дел. Поэтому сейчас мы более активно подходим к вопросу, как важно со стороны правоохранительных органов понимание, что они стоят на страже соблюдения прав человека, а не наоборот. Требуется правильное понимание международных стандартов прав человека и то, как должны себя вести правоохранительные органы. Было очень много мероприятий с участием экспертов ОБСЕ и других, которые объясняли на что те должны обращать внимание, как должны проводить расследование, проводить допросы без жестокого обращения, а тем более пыток.

Так что у нас появились надежды, что именно этот проект позволит одновременно и более системно, и более точечно подойти к продвижения образовательного сегмента не только для полицейских и силовых органов всех уровней, а в целом для всех. Что мы можем донести до них ту же политику нулевой терпимости не только к пыткам, но также и к бытовому насилию.  Можно вспомнить, что экс-Специальный докладчик ООН по вопросу о пытках говорил, что если государство не может предотвратить бытовое насилие, то это тоже относится к жестокому обращению и к пыткам. Необходимо понимание, что политика нулевой терпимости должна исходить абсолютно от каждого человека, что от пыток не защищен никто, если государство не борется с таким злом. В равной степени и государство в лице правоохранительных органов проделало работу над ошибками.

Все же надеюсь, что наши эксперты благодаря этому руководству смогут донести все эти тонкие моменты, которые несут в себе международные стандарты. Необходимо доносить информацию о нормах мягкого права. Есть Замечания общего порядка, которые разжевывают ту или иную норму Конвенции против пыток, Международного Пакта о гражданских и политических правах. И если у педагогов будут вопросы, то вместе с нашими экспертами они могут разобрать каждый момент, каждую статью, что вызывает у них сомнение. Но тут, как говорится, было бы желание…    

Есть желание, но пока нет понимания

Тогда, исходя из Вашей практики, могли бы дать оценку: как вообще воспринимают будущие полицейские правозащитные подходы, международные стандарты?  Не набор ли это звуков?

Честно, по-разному. После Кантара у многих было несогласие с тем, что мы говорили о том, что режим чрезвычайного положения и даже война не оправдывает пытки. Хотя, повторюсь, что на уровне академий и отчасти самого МВД отношение положительное. Правда, были препоны на со стороны бывшего руководителя костанайской академии: почему-то он не захотел наших победителей-педагогов отпускать в Алматы. Однако вмешалась МВД и конфликт был исчерпан,

В продолжение предыдущего вопроса: было ли такое, чтобы полицейские в своей непосредственной работе ссылались на какие-то международные стандарты?

Да, конечно. Правила Миранды, например, на Конвенцию против пыток.

Тогда что мешает нашим силовикам во всех случаях применять международные стандарты или хотя бы ссылаться на них? Нет такой традиции, нет понимания их необходимости, гонка за показателями, что-то другое? 

Думаю, все вместе. Большинству же – отсутствие знания и понимания, что они должны руководствоваться законом, международными стандартами, которые являются де-юре нормами национального законодательства. Ведь для многих важно выполнить приказ руководства, а не проявить политику нулевой терпимости к тем же пыткам.

На Ваш взгляд, почему так сложилось, что вопросами внедрения правозащитных подходов в работе силовиков озабочены международные организации, такие как ООН, ОБСЕ, демократические государства или зарубежные фонды, но не родное государство?

Вот здесь я не совсем согласна. Важно, что в стране есть академии МВД, академия госслужбы и там выступают с лекциями наши эксперты. Они-то как раз проявляют заинтересованность.

И все же, положа руку на сердце, вы верите, что учебные курсы с самыми опытными преподавателями, учебные пособия, даже самые замечательные, способны изменить ситуацию, если на то нет государственной воли (или конкретней – воли первого лица)?

Да, конечно, требуется проявление политической воли, более того, сам глава государства в своём выступлении говорил о том, что важно бороться с таким злом, как пытки. Был Указ Президента от 8 декабря 2023 года о Плане действий в области прав человека и верховенства закона. Кажется, воля она есть, но пробуксовки идут на уровне ее исполнения.