Апелляционный суд отменил постановление административного суда о наложении на активиста денежного штрафа за участие в несанкционированном митинге, а районный суд в приграничном райцентре освободил из-под стражи гражданку Кыргызстана, задержанную при въезде в Казахстан по запросу из России.
В один и тот же понедельник 19 августа с интервалом в несколько часов пришли две хороших новости из двух казахстанских судов:
– Алматинский областной суд отменил постановление решение специализированного межрайонного суда по административным правонарушениям города Конаева о наложении штрафа на гражданского активиста Байбаха Белялова за участие в так называемом несанкционированном митинге у дверей Конаевского городского суда во время одного из заседаний по делу журналиста и активиста Думана Мухаvмедкарима, осуждённого 2 августа на семь лет лишения свободы за интервью с находящимся в эмиграции оппозиционером Мухтаром Аблязовым.
– Кордайский районный суд Жамбылской области освободил из-под ареста гражданку Кыргызстана Алину Горшенину, которую в России разыскивают по уголовному делу об угрозах насилием в отношении лиц, осуществляющих правосудие, а на самом деле – за посты в социальных сетях в поддержку российского оппозиционера Алексея Навального, которого после его возвращения в Россию из Германии российские прокуроры и судьи отправили в тюрьму, а в конечном итоге на тот свет. Освобождение Горшениной из-под экстрадиционного ареста одновременно означает отказ казахстанских властей от экстрадиции гражданки Кыргызстана в Россию, чего требовала Москва.
В первом из описанных кейсов апелляционный суд внял доводам адвоката Жанары Балгабаевой, которая указала на халтурную работу полицейских, составивших на задержанного ими же или их коллегами Байбаха Белялова протокол об административном правонарушении, а также судьи Конаевского межрайонного адмсуда, который при вынесении постановления о наказании Белялова не обратил внимания на этот самый брак или не придало ему значения. Защитница же подсудимого в апелляционном суде вытащила на свет божий вот какой очевидный ляпсус в полицейском протоколе и принятом на его основе постановлении адмсуда: датой события там было указано 27 июля, каковой субботний день был выходным и никакого судебного заседания в тот день не проводилось.
На самом деле то судебное заседание проходило 23 июля, а стояние у дверей суда приехавших в Конаев из Алматы сторонников подсудимого Мухаvмедкарима было квалифицировано полицейскими и адмсудом как митинг более чем произвольно. Тот же Белялов на обоих судах утверждал, что не выкрикивал каких-либо лозунгов и не держал плакатов, а просто сидел на лавке у здания суда, внутрь которого никого не запускали (весь процесс Думана Мухаvмедкарима проходил в закрытом режиме). В административном суде этот аргумент не сработал, а в апелляционном сработал другой аргумент защиты, а именно укзаание на неправильную дату события. В итоге наложенный на Белялова штраф в размере 77,5 тысяч тенге отменён и взыскивать указанную сумму с него не будут.
К сожалению, такое разумное и здравое решение апелляционного суда оказалось единственным из целой дюжины аналогичных дел. Дело в том, что за тот самый (на самом деле простое стояние) у дверей Конаевского горсуда к административной ответственности привлекли отнюдь не одного Белялова, а целую группу активистов, десятерым из которых адмсуд назначил мерой наказания административный арест – одних на 10, а других на 20 суток. При этом отбывать административный арест – одним на 10, а другим на 20 суток. И отбывать эти сроки осужденных отправили не в спецприёмник для административно арестованных в Алматы, а в изолятор временного содержания при управлении полиции Уйгурского района в посёлке Чунджа за триста километров от Алматы и Конаева. На все эти аресты также были поданы апелляционные жалобы в тот же Алматинский областной суд, однако по всем этим жалобам решения были отказные – все осуждённые оставлены под арестом.
Обращаясь ко второму из описанных в начале этой заметки кейсов и выражая глубокое правозащитное удовлетворение решением Кордайского райсуда об освобождении Алины горшениной из-под экстрадиционного ареста и о невыдаче её на расправу российским карательным органам, отметим следующий момент. Жительницу Бишкека задержали 1 июня на пограничном посту «Кордай» в момент перехода ею границы Кыргызстана с Казахстаном. Молодая женщина со своей матерью и двухлетней дочкой направлялись из Бишкека в Алматы на отдых, со стороны кыргызских пограничников их проход никаких вопросов не вызвал, а вот казахстанские пограничники задержали Алину Горшенину в связи с имеющейся у них ориентировкой из Москвы.
На наш взгляд, в этом деле была налицо абсурдность ситуации, когда одна страна требует от другой страны задержания и выдачи гражданки третьей страны притом что ни о каком террористическом акте не было и речи. По здравому смыслу (по крайней мере на взгляд автора этих строк) казахстанская погранслужба вообще не должна была принимать российскую «погонную грамоту» к исполнению, посоветовав московским коллегам обратиться в кыргызстанскую погранслужбу, коль скоро россияне охотятся за гражданкой Кыргызстана, а не Казахстана.
А коль скоро задержание Алины Горшениной на въезде из Кыргызстана в Казахстан всё же произошло, тот же Кордайский райсуд также мог бы вообще не арестовывать её на два месяца и не помещать молодую женщину в СИЗО, за два с половиной месяца нахождения в котором у арестантки развилась опухоль головного мозга и обострились гипертония м проблемы с почками. Мать Алины говорила журналистам «Медиазоны», что ей дочь находится в состоянии, когда не хочет жить и боится за будущее своего ребёнка.
Теперь Алина на свободе и может вернуться в родной Бишкек к матери и дочке. И ведь ей ещё сильно повезло в сравнении с россиянами Наталье Нарской и Денису Козаку, которых в России разыскивали за интернет-посты против войны с Украиной и в защиту политзаключённых, а задержали по московскому запросу в Казахстане. Решения казахстанских судов по их делам также в конечном итоге оказались здравыми и гуманными: в экстрадиции на родину-мачеху отказать, из-под ареста освободить, однако дожидаться этого в казахстанских СИЗО каждому из арестантов пришлось ровно год.
Как видим, казахстанские суды иногда выносят здравые и гуманные решения, основанные на законе и духе права (здесь в последнем слове просится заглавная буква), но до чего же редко это случается, не гвооря уж о численном соотношении 1:10, как это было в случае с одним отменённым штрафом на десять оставленных без изменения адмарестов. Однако подождём рассмотрения в том же Алматинском облсуде апелляционных жалоб на августовские приговоры Думану Мухамедкариму и Асылбек Жамуратову.
Однако, чтобы не думали, что вдруг все стало хорошо, то на это СМАС Алматы вчера оштрафовал активиста Мейрхана Абдуманапова (у которого, кстати, Белялов был доверенным лицом в период выдвижения Абдуманапова кандидатом в депутаты Мажилиса парламента в 2023 году). Абдуманапова задержали по дороге в Астану, где тот хотел принять участие в слушаниях по строительству в Казахстане АЭС. В тот же день ему вменили нахождение у здания суда в Конаеве полгода назад, когда там проходил закрытый процесс над журналистом Думаном Мухаммедкаримом, и оштрафовали почти на 130 тысяч тенге. Понятно, что на слушания активист уже не попал.