• Главная
  • >
  • Капчагайское дежавю: два парных срока от одного судьи

Капчагайское дежавю: два парных срока от одного судьи

19.08.2024

Очередной оппозиционный активист получил длительный срок лишения свободы в ходе закрытого от общества судебного процесса. Секретный свидетель, ради которого запечатали процесс, отсутствовал даже в материалах дела.

Два судебных процесса в одном городском суде завершились с двухнедельным интервалом двумя приговорами от одного судьи с символическим именем. Двое подсудимых осуждены по одной и той же паре статей УК РК, в обеих случаях в деле фигурирует одна и та же запрещённая политическая организация.  

16 августа 2024 года, в суде города Конаев завершился закрытый суд по политически мотивированному уголовному делу гражданского активиста Асылбека Жамуратова, обвиняемого по статьям 405 (участие в экстремистской деятельности) и 258 (финансирование экстремистской деятельности). Предметом первого из названых обвинений было создание и ведение в соцсетях семейный чат по тематике политических преследований в Казахстане, предметом второго обвинения было оказание материальной помощи семьям политических осуждённых и распространение листовок с социально-экономической программой оппозиционного движения «Демократический выбор Казахстана» (доказательств распространения листовок представлено не было). За это суд приговорил Жамуратова к семи годам лишения свободы.

Этот приговор полностью идентичен вынесенном тем же Конаевским городским судом 2 августа приговору журналисту и активисту Думану Мухаммедкариму, обвинённому по тем же самым статьям 405 и 258, род которые полицейские подтянули факт взятия Мухаммедкаримом интервью у находящегося в эмиграции лидера запрещённой в Казахстане политической партии «Демократический выбор Казахстана» Мухтара Аблязова и публикацию внутри него номеров банковских счетов, на которые читатели могли перечислить свои донаты для оплаты услуг адвокатов по делам преследуемых активистов.

Досудебные расследования и судебные процессы по делам Мухамедкарима и Жамуратова двигались параллельно с небольшим временным лагом. Задержание, а затем арест Думана произошли в июне прошлого года, задержание и арест Асылбека – в конце ноября. Судебный процесс по делу Думана начался в феврале этого года, прерывался в связи с заявлением подсудимого во время следствия, затем возобновился 22 мая и завершился обвинительным приговором 1 августа. Процесс Асылбека начался 6 июня и завершился точно таким же приговором 16 августа. Оба процесса проходили в закрытом режиме.  

Нужно отметить, что процесс в отношении Жамуратова закрыли в целях «безопасности» анонимного ключевого свидетеля, которого вообще не оказалось в материалах дела. Соответственно, суд не счел нужным вызвать его на слушания, таким образом подтвердив фиктивность всего политически мотивированного преследования оппозиционного активиста.  

О том, что два процесса проходили в одном и том же суде города Конаев (бывший Капчагай) мы уже сказали, к этому осталось добавить такую деталь: оба процесса вёл и оба семилетних приговора вынес один и тот же судья Нурсултан Койшыбаев, в самом имени которого видится печальная символика: оппозиционных активистов в Казахстане как начали преследовать при Нурсултане Назарбаеве, так и продолжают преследовать при Касым-Жомарте Токаеве. Как говорилось по сходному поводу в советском диссидентском фольклоре «Идут года, сменяются генсеки, / Лес валит политзэк на лесосеке».

Не лишним будет напомнить о том, что уголовное преследование реальных или предполагаемых членов запрещённых организаций «Демократический выбор Казахстана» и «Коше партиясы», а равно и признание этих организаций экстремистскими неоднократно критиковали и продолжают критиковать казахстанские и международные правозащитники, этой теме посвящались специальные резолюции Европейского парламента. Решения казахстанских судов о запрете ДВК и «Коше» как якобы экстремистских безусловно нуждаются в пересмотре и отмене, все вынесенные приговоры по таким «экстремистским» делам – в пересмотре и отмене. Все осуждённые по ним и находящиеся сейчас в заключении безусловно нуждаются в освобождении, после чего они и их собратья по несчастью, уже отсидевшие свои сроки, должны быть полностью реабилитированы.

Однако сейчас никаких подвижек в этом направлении не наблюдается, а реальные сроки по 405-й и 258-й статьям суды продолжают отвешивать с отлаженностью автомата, как это было в случае с двумя капчагайскими приговорами текущего августа.

ФОТО: правозащитное движение Kaharman.kz


Смотрите также