КМБПЧ – Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности

УПО-2024. I – Общая информация и рамочная основа / Поощрение и защита прав человека

31.07.2024

ИНФОРМАЦИЯ

Коалиции казахстанских неправительственных правозащитных организаций, подготовленная на основе Резолюции 60/251 Генеральной Ассамблеи ООН и в соответствии с пунктом 15 (с) приложения к Резолюции 5/1 и общими руководящими принципами Совета ООН по правам человека в рамках реализации механизма Универсального периодического обзора[1]

Июнь 2024 года

В Коалицию НПО Казахстана по УПО при подготовке сообщений в рамках четвертого цикла Универсального периодического обзора входят: Alma-tq, Ассоциация  религиозных объединений Казахстана, Общественное объединение «Ассоциация женщин с инвалидностью «Шырак», Инициатива Права особенного ребенка, Казахстанская феминистская инициатива «Феминита», Международный Фонд защиты свободы слова «Әділ Сөз», Международный центр журналистики «Медианет», Молодежная информационная служба Казахстана, Общественное Объединение «Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности», Общественное объединение «Кадір қасиет», Общественное объединение «Правовой центр женских инициатив «Сана Сезiм», Общественное объединение «Талдыкорганский правозащитный центр», Общественное объединение «Талдыкорганский региональный центр поддержки женщин», Объединение юридических лиц «Союз кризисных центров в Казахстане», Общественный фонд «Аман-Саулық», Общественный фонд «Ар.Рух.Хак», Общественный фонд «Детский Фонд Казахстана», Общественный фонд «Doctor S.N.», Общественный фонд «Еркiндiк Қанаты», Общественный фонд «Международная Правовая Инициатива», Общественный фонд «Мейрiм», Общественный фонд «Правовой медиа-центр», Общественный фонд «Фонд развития парламентаризма в Казахстане», Центр исследования правовой политики, Национальная сеть НПО Казахстана по экономическим, социальным и культурным правам, Коалиция НПО Казахстана против пыток, Коалиция НПО Казахстана по вопросам безопасности и защиты правозащитников, Коалиция НПО Казахстана за принятие закона о национальном механизме защиты правозащитников, Рабочая группа НПО Казахстана по защите прав детей[2].

В Информации содержится общая оценка ситуации в Республике Казахстан в аспекте законодательных, институциональных и практических проблем в обеспечении и защите основных прав и свобод человека в соответствии с международными обязательствами государства, а также оценка выполнения рекомендаций Республике Казахстан в рамках Универсального периодического обзора.

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ И РАМОЧНАЯ ОСНОВА

I. Объем международных обязательств

II. Конституционная и законодательная основа

III. Институциональная и правозащитная структура

ПООЩРЕНИЕ И ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

I. Сотрудничество с правозащитными механизмами

II. Выполнение международных обязательств в области прав человека с учетом норм международного гуманитарного права

Равенство и недискриминация

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ И РАМОЧНАЯ ОСНОВА

I. Объем международных обязательств

1. Казахстан ратифицировал большинство международных договоров по правам человека, включая Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. За период, прошедший с предыдущего Универсального периодического обзора, Республика Казахстан присоединилась:

– ко Второму Факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленному на отмену смертной казни; 

– к Факультативному протоколу к Конвенции о правах ребёнка, касающемуся процедуры сообщений;

– к Факультативному протоколу к Конвенции ООН о правах инвалидов.

2. По состоянию на июнь 2024 года, несмотря на рекомендации в рамках УПО, из основных международных договоров по правам человека Республика Казахстан не присоединилась:

– к Факультативному протоколу к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах (подписан Республикой Казахстан 23.09.2010 г., но не ратифицирован);

– к Конвенции о статусе апатридов;

– к Конвенции о сокращении безгражданства; 

– к Международной конвенции о защите прав всех трудящихся мигрантов и членов их семей;

– к Римскому Статуту Международного Уголовного Суда.

Рекомендация: присоединиться к вышеуказанным международным договорам по правам человека.

3. Несмотря на то, что Республика Казахстан присоединилась к большинству международных договоров по правам человека, национальное законодательство не приведено в соответствие с принятыми международно-правовыми обязательствами. Хотя, согласно Конституции РК[3] и Закону РК «О международных договорах Республики Казахстан»[4], эти договоры имеют приоритет по отношению к национальному законодательству и должны применяться непосредственно, этого не происходит в правоприменительной практике, включая судебную.

Рекомендация: обеспечить непосредственное применение на практике, включая судебную, международных договоров по правам человека, ратифицированных Республикой Казахстан.

4. Несмотря на то, что в Административном процедурно-процессуальном кодексе РК[5], Законе РК «О правовых актах»[6] и Законе  РК «О порядке организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан»[7] содержатся упоминания о фундаментальных принципах международного права в области прав и свобод человека, государство не применяет их правоприменительной практике, в том числе Сиракузские принципы толкования ограничений и отступлений от положений Международного пакта о гражданских и политических правах и др.

Рекомендация: обеспечить применение на практике, включая судебную, фундаментальных принципов международного права в области прав и свобод человека, в частности принципов презумпции в пользу права, необходимости и пропорциональности ограничений прав и свобод человека, юридической определенности и предсказуемости, недискриминации и пропорциональности.

5. При обеспечении и защите основных прав и свобод человека и устранении их нарушений Республика Казахстан практически не использует вспомогательные документы, принятые в рамках Организации Объединенных Наций, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и других международных организаций, так называемое «мягкое право» («soft law»), а также такие источники международного права в области прав человека, как решения наднациональных органов по правам человека («case law»), в том числе договорных органов ООН.

6. Договорными органами ООН (Комитетом ООН против пыток, Комитетом ООН по правам человека и Комитетом ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин) по состоянию на июнь 2024 года были рассмотрены более 70 индивидуальных жалоб, по подавляющему большинство которых соображения (мнения, решения) были вынесены в пользу заявителей. Однако, кроме двух кейсов (А.Герасимова и Р.Байрамова), когда жертвам пыток была выплачена компенсация, Республика Казахстан во всех случаях не выполнила эти соображения (мнения, решения) в части восстановления нарушенных прав, установленных договорными органами, или устранения причин этих нарушений, например, в части нарушения права на мирные собрания[8].          

7. При этом в возражениях по иску гражданина Республики Казахстан Лукпана Ахмедьярова об исполнении Соображений Комитета ООН по правам человека (CCPR/C/129/D/2535/2015) ответчик – Министерство финансов Республики Казахстан в июне 2021 года указало: «В соответствии с заявлением Республики Казахстан о признании компетенции Комитета по правам человека предусмотренной статьей 1 Факультативного протокола, Республика Казахстан заявила, что она признает компетенцию Комитета по правам человека в части принимать и рассматривать сообщения отдельных лиц, подпадающих под юрисдикцию Республики Казахстан, в отношении действий  и бездействий органов государственной власти в отношении принятых ими  актов или решений, имевших место после даты вступления в силу данного Факультативного протокола для Республики Казахстан. Таким образом, Республика Казахстан признала компетенцию Комитетов ООН только в части рассмотрения заявлений граждан. В этой связи, рекомендации Комитетов ООН не носят обязательный характер для Республики Казахстан и не имеют преюдициального значения».

Рекомендации:

– законодательно закрепить полномочия государственного/-ых органа/-ов, ответственного/-ых за исполнение решений (соображений, мнений) конвенционных органов ООН на самом высоком уровне, а также процедуры и сроки такого исполнения;

– закрепить в законодательстве обязанности конкретного государственного органа по направлению в договорный орган ООН информации о принятых мерах по осуществлению решений (соображений, мнений) с обязательным информированием об этом автора сообщения;

– обращаться к толкованию соответствующих статей международного договора по правам человека, содержащемуся в замечаниях общего порядка (КПЧ ООН и КПП ООН) или общих рекомендациях (КЛДЖ ООН).

– дополнить уголовно-процессуальное законодательство, гражданское процессуальное законодательство и законодательство об административных правонарушениях положениями о том, что решения (соображения, мнения) международных органов по правам человека в рамках ратифицированных международных договоров могут являться новыми обстоятельствами для возобновления, соответственно, уголовного, гражданского или административного производства;

– реализовать пункты 1-2 Основных принципов и руководящих положений ООН, касающихся права на правовую защиту и возмещение ущерба для жертв грубых нарушений международных норм в области прав человека и серьезных нарушений международного гуманитарного права.

– закрепить в законодательстве обязанность государства по переводу решений (соображений, мнений) договорных органов ООН на государственный язык Республики Казахстан с выделением необходимых средств, их размещение на всех доступных ресурсах правовой информации и обеспечить широкое распространение, в том числе среди уполномоченных государственных органов;

– ввести в обязательную программу и проводить курсы о правах человека, минимальных стандартах и решениях (соображениях, мнениях) договорных органов ООН во всех учебных заведениях по повышению квалификации государственных служащих, а также юридических вузах, колледжах и школах страны.

II. Конституционная и законодательная основа

8. В 2022 году в Республике Казахстан был восстановлен институт Конституционного Суда[9]. Наряду с принятием в 2020 году Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан[10], который установил современные основы административной юстиции, это можно рассматривать как позитивные шаги в сторону укрепления верховенства закона. В то же время законодательство и правоприменительная практика не обеспечивают в достаточной мере средства и процедуры эффективной правовой защиты.

9. Жертвам нарушений прав человека со стороны государства и его органов не обеспечен доступ к эффективным, незамедлительным, тщательным и беспристрастным расследованиям по фактам нарушений; в отношении предполагаемых виновников в большинстве случаев не принимаются никакие меры, что порождает их безнаказанность, отсутствие веры жертв нарушений в эффективность средств правовой защиты и невозможность получения какого-либо возмещения ущерба[11].

Рекомендации:

– внести соответствующие изменения и дополнения в законодательство для того, чтобы, в соответствии с международными стандартами, жертва нарушения прав человека в виде причинения вреда жизни и здоровью со стороны должностных лиц государственных органов имела эффективные средства правовой защиты и возмещения вреда государством в полном объеме и во всех случаях причинения такого вреда;

– ввести порядок рассмотрения дел о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями должностных лиц государственных органов при противодействии терроризму, борьбе с преступностью и обеспечении общественного порядка, исходя из презумпции добросовестности иска и возложения обязанности доказывания отсутствия оснований для компенсации на государственные органы;

– в случае причинения вреда жизни и здоровью в результате незаконных действий государственных органов и их должностных лиц необходимо ввести систему компенсации: «вред – компенсация», в отличие от существующей в ряде случаев последовательности «вред – причинитель – компенсация», исходя из общего правила, что такой вред возмещается из бюджетных средств в полном объеме независимо от вины органа, ведущего уголовный процесс.

10. Государственные органы и учреждения, несущие ответственность за поддержание общественного порядка (ordre public) и органы национальной безопасности при осуществлении своих функций не контролируются в достаточной степени представительными органами власти (Парламент), судами или другими компетентными независимыми учреждениями и органами. В государстве явно доминирует исполнительная ветвь власти, разделение властей в большой степени номинально, а система сдержек и противовесов малоэффективна.

11. Законодательство в области прав и свобод человека страдает неопределенностью, неточным языком, позволяющим властям интерпретировать те или иные положения закона, исходя из субъективно определяемого принципа целесообразности, множеством отсылочных норм, несоответствием принципу юридической определенности и предсказуемости.

12. В правоприменительной практике представители власти зачастую руководствуются не международными обязательствами Республики Казахстан, конституционными положениями или нормами закона, а положениями подзаконных актов (инструкций, правил, указаний и т.д.), которые часто не соответствуют не только международным нормам, но и Конституции, и действующему законодательству страны.

III. Институциональная и правозащитная структура

13. В Республике Казахстан существует несколько национальных учреждений по правам человека: Комиссия по правам человека при Президенте Республики Казахстан, Уполномоченный по правам человека Республики Казахстан (Омбудсман), Уполномоченный по правам ребенка в Республике Казахстан, Уполномоченный по правам социально уязвимых категорий населения и другие. В ноябре 2022 года был принят Конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Казахстан[12], в соответствии с которым этот правозащитный институт стал более соответствовать Парижским принципам, касающимся статуса национальных учреждений, занимающихся поощрением и защитой прав человека. Остальные национальные правозащитные учреждения не соответствуют Парижскими принципам.

Рекомендация: продолжить приведение в соответствие с Парижскими принципами института Уполномоченного по правам человека в РК, а также других национальных учреждений по правам человека, в частности Уполномоченного по правам ребенка в Республике Казахстан и Уполномоченного по правам социально уязвимых категорий населения.

ПООЩРЕНИЕ И ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

I. Сотрудничество с правозащитными механизмами

14. Рекомендации, заключительные замечания и комментарии договорных органов ООН по результатам рассмотрения докладов государства о выполнении ратифицированных международных договоров по правам человека или миссий специальных процедур ООН практически не публикуются и редко выполняются.

Рекомендация. Обеспечить публикацию рекомендаций договорных органов ООН и информирование общества об их выполнении.

II. Выполнение международных обязательств в области прав человека с учетом норм международного гуманитарного права

Равенство и недискриминация

16. Несмотря на неоднократные, начиная с 2004 года, и многочисленные рекомендации Совета ООН по правам человека, Комитета ООН по правам человека, Комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации, Комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин, Комитета ООН по правам ребенка, Комитета ООН по правам инвалидов, ряда Специальных процедур, посетивших Республику Казахстан с визитами, в Казахстане практически отсутствуют антидискриминационное законодательство, антидискриминационные институты и процедуры. Отсутствует судебная практика по рассмотрению дел о дискриминации по признаку пола, расы, этнической принадлежности, политических и религиозных предпочтений, сексуальной ориентации, возраста, социального положения и т.д., хотя существующие негативные процессы и факты указывает на наличие проблем в обществе.

17. Правоприменительная практика избегает правильной юридической квалификации правонарушений, свидетельствующих о фактах дискриминации. Несовершенство национального законодательства, размытость юридических признаков форм и видов дискриминации, отсутствие критериев, позволяющих судить о наличии дискриминации в конкретном случае, не дает возможности потерпевшей стороне доказать факт дискриминации.

18. Отсутствует судебная практика рассмотрения исков о дискриминации; чаще всего адвокаты, юристы-консультанты и судьи считают, что в исковом заявлении должно быть не требование об устранении дискриминации, а указание на нарушение конкретного права.

19. В декабре 2023 года был издан Указ Президента Республики Казахстан «О Плане действий в области прав человека и верховенства закона»[13]. В пункте 24 Плана указано «создание постоянной рабочей группы по вопросам антидискриминационного законодательства и по выполнению Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и/или создание отдельного структурного подразделения в Национальном центре по правам человека по вопросам ликвидации всех форм дискриминации». По состоянию на июнь 2024 года межведомственная рабочая группа по разработке антидискриминационного законодательства создана при Министерстве культуры и информации Республики Казахстан, а также в рамках Экспертного совета при Уполномоченном Республики Казахстан по правам человека создана рабочая группа по анализу проблем в области защиты от дискриминации, однако, пока никаких практических результатов нет.  

Рекомендации:

– разработать и принять комплекс законодательных, административных и организационных мер по созданию эффективных антидискриминационных институтов, механизмов и процедур;

– выполнить в полном объеме рекомендации Совета ООН по правам человека, Комитета ООН по правам человека, Комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации, Комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин, Комитета ООН по правам ребенка, Комитета ООН по правам инвалидов в области защиты от дискриминации.

20. В ходе третьего цикла УПО Республике Казахстан было представлено 13 рекомендаций касательно прав трансгендерных людей, из которых 9 рекомендаций было отклонено. Эти рекомендации касались принятия всеобъемлющего антидискриминационного законодательства включающего в себя защиту людей по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности, изменение процедуры юридического признания гендера и приведение этих процедур в соответствии с правами человека и взятыми на себя обязательствами.

21. По существу Казахстаном была принята только одна рекомендация, касающаяся прав ЛГБТИК+ людей: «Гарантировать благоприятные условия для деятельности гражданского общества, групп активистов и правозащитников, отстаивающих права лесбиянок, геев, бисексуалов, трансгендеров и интерсексуалов».На данный момент можно отметить что эта рекомендация не выполнена. 

22. При попытках поднимать вопросы с государством в коммуникации с представителями гражданского общества в сфере защиты прав ЛГБТИК+ людей активисты и правозащитники сталкиваются с большим непониманием, игнорированием и отписками на отправленные запросы. ЛГБТИК+ активистам и правозащитникам приходиться прикладывать большие усилия и доказывать государству, что права ЛГБТИК+ людей важны, а международные обязательства должны выполняться.

23. Транс активисты и правозащитники сталкиваются с трансфобией и стигмой со стороны представителей государства, что в разы усложняет работу. Это еще раз доказывает, что в стране очень высокий уровень фобии и стигмы по отношении к ЛГБТИК людям. Отклоненные рекомендации просто были необходимы для реализации и защиты прав ЛГБТИК+ людей в Казахстане.

24. С 2019 года в Казахстане ситуация с правами трансгендерных людей начала ухудшаться. В стране критически высокий уровень трансфобии и нетерпимости к трансгендерным людям, что приводит к нарушению практически всех прав. Это подтверждается многочисленными исследованиями и большим количеством задокументированных кейсов насилия и дискриминации по признаку СОГИ.

25. По данным исследования «Мы живем пока нас не видят», проведенным в 2020 году казахстанской трансгендерной инициативой ALMA-TQ – более 80% респондентов анкетирования отметили, что сталкивались с дискриминацией и насилием по признаку своей гендерной идентичности. 70% респондентов подвергались психологическому насилию, а треть из опрошенных трансгендерных людей подвергались физическому насилию, и почти половина подвергались травле на работе или учебе из-за того, что являются трансгендерными людьми.[14] В Казахстане нет антидискриминационного законодательства, не в одной законодательной норме не указана гендерная идентичность и сексуальная ориентация как защищаемый признак.

26. Кейс 1.

“Трансгендерная девушка С.  после нападения на нее грабителям  в ее квартире  вызвалаа полицию. Приехав по вызову сотрудники полиции забрали девушку и преступника в отделение полиции. Вскоре преступника отпустили, а над девушкой издевались и психологически давили, унижали , оскорбляли по признаку ее гендерной идентичности сотрудники полиции в течении 7 часов. После девушку отпустили. Девушка написала заявление в полицию на действия сотрудников, но ей было отказано. Девушка прошла все национальные инстанции, но так и не смогла получить защиту. Сейчас девушка обратилась в комитет  ООН по правам человека с индивидуальной  жалобой.”[15]

27. В 2020 году при пересмотре Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» в законодательство были добавлены дискриминационные нормы, нарушающие права трансгендерных людей на наивысший достижимый уровень здоровья. Государство ограничило доступ трансгендерным людям к комиссии по медицинскому освидетельствованию с 18 лет до 21 года. Таким образом трансгендерные люди до 21 года лишились права на получения медико-социальной помощи и возможности сменить документы. Данное ограничение  появилось в статье 156 Кодекса[16].

28. Помимо этого в Казахстане действует требование обязательной хирургической коррекции как основание для смены документов трансгендерным людям. Это требование закреплено в пункте 13 статьи 257 Кодекса Республики Казахстан «О браке супружестве и семье»[17]. Данное требование практически непреодолимо для трансгендерных людей, многие лишены возможности  сменить документы и гендерный маркер.

29. Невозможность изменить документы приводит к невозможности трансгендерным людям найти работу, ограничивает возможности получения образования, получения медицинской помощи и реализации своих прав. Так как из-за высокого уровня трансфобии и стигмы раскрывать свою идентичность небезопасно и может приводить к насилию.

30. По данным исследования трансгендерной инициативы ALMA-TQ, почти 70% — 94 человека — говорят о том, что иметь документы, соответствующие их гендерной идентичности, для них крайне важно при любых обстоятельствах.  Для сравнения: лишь 25% респондентов, или 34 человека, считают столь же важным для себя сделать операции по формированию половых органов, или то, что в требованиях государства для смены документов называется «операцией по смене пола». Говоря о возможности поменять документы на соответствующие гендерной идентичности, только 3 человека утверждают, что им это вообще не нужно, а вот 37 человек — почти 30% — говорят о том, что совершенно не нуждаются в генитальных операциях[18]. Это сравнение довольно наглядно показывает, что законодательные нормы, регулирующие процесс смены документов для трансгендерных людей, не только не отвечают реальным потребностям трансгендерных людей, но и препятствуют удовлетворению данных потребностей.

Рекомендации:

– незамедлительно отменить требование, закрепленное в Кодексе Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье» статья 257, пункт 13 об обязательной хирургической коррекции для смены документов трансгендерным людям, отменить требование постановки психиатрического диагноза, сделать процедуру доступной и недискриминационной, на добровольной основе, с предоставлением гендерно-аффирмативной помощи;

– изменить возрастной ценз в статье 156 Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» с 21 года на 18 лет для получения медико-социальной помощи трансгендерным людям, сделать процедуру доступной, без постановки психиатрического диагноза;

– дополнить статью 145 «Нарушение равноправие человека и гражданина» Уголовного кодекса Республики Казахстан, включив в нее гендерную идентичность и сексуальную ориентацию как признак, по которому может совершатся дискриминация и насилие;

– разработать и внедрить антидискриминационное законодательство включающее гендерную идентичность и сексуальную ориентацию как защищаемый признак. 


[1] Контактная организация: Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности

Адрес: 050035, Казахстан, г. Алматы, 8 микрорайон, д. 4-а, оф. 423

Тел/факс: +7 (7272) 249 5962

E-mail: Diana Berezovskaya <Diana.Berezovskaya@gmail.com>

Web-site: www.bureau.kz

[2] В подготовке данной Информации принимали участие не все перечисленные выше организации. В связи с этим содержащиеся в ней выводы и рекомендации могут не отражать точку зрения организаций, не принимавших участие в ее подготовке.

[3] https://adilet.zan.kz/rus/docs/K950001000_

[4] https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z050000054_

[5] https://adilet.zan.kz/rus/docs/K2000000350

[6] https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z1600000480

[7] https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z2000000333

[8] См.: Доклад об исполнении Республикой Казахстан решений (соображений, мнений) договорных органов Организации Объединенных Наций. Общественное объединение «Қадір – қасиет», 2021 г.

https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=37833670

[9] См.: Конституционный закон Республики Казахстан «О Конституционном Суде Республики Казахстан» от 05 ноября 2022 года

https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z2200000153

[10] https://adilet.zan.kz/rus/docs/K2000000350

[11] См.: Аналитическая записка о юридических и практических проблемах возмещения вреда в связи с причинением смерти или вреда здоровью гражданам и другим лицам в результате правомерных или незаконных действий должностных лиц при проведении антитеррористической операции, а также возмещения вреда в связи с незаконными действиями органов, ведущих уголовный процесс, в том числе пытками и жестоким обращением, в ходе и после антитеррористической операции в Республике Казахстан в январе 2022 года. КМБПЧ, 2024 год

[12] https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z2200000154

[13] https://adilet.zan.kz/rus/docs/U2300000409

[14] https://www.alma-tq.org/live

[15] Кейс задокументирован трансгендерной инициативой ALMA-TQ

[16] https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=34464437&pos=3199;-21#pos=3199;-21

[17] https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31102748&doc_id2=31102748#activate_doc=2&pos=297;-125&pos2=2723;-67

[18] https://www.alma-tq.org/live