Недавнее рассмотрение Верховным судом кассационной жалобы на прошлогодний приговор так называемым захватчикам Алматинского аэропорта во время январских событий 2022 года ничего не изменило в судьбе Айгерим Тлеужановой, Кайласа Нурпеисова и трех других. О том, какими фактами и аргументами пренебрегли судьи, рассказали адвокаты осужденных.
18 июля в пресс-центре Бюро по правам человека состоялась пресс-конференция по поводу отказа кассационной коллегии Верховного суда РК от пересмотра приговора так называемым захватчикам Алматинского аэропорта во время январских событий 2022 года. Гражданский активист и блогер Айгерим Тлеужанова, бывший школьный учитель, оппозиционный активист Кайлас Нурпеисов, а также Нурлан Далибаев, Жанайдар Карменов и Ермухамет Шилибаев были осуждены Межрайонным судом по уголовным делам Алматы в июне 2023 года, затем приговор был подтверждён Алматинским городским судом, а 15 июля этого года он был оставлен в силе кассационной коллегией Верховного суда.
На пресс-конференции выступили адвокаты осужденных Абзал Айдарханов, Айнара Айдарханова, Шынкуат Байжанов и Гульнар Жуаспаева, а также общественный деятель Рысбек Сарсенбаев. Они рассказали о своих попытках добиться справедливого пересмотра резонансного дела высшей судебная инстанция страны и о том, как означенная инстанция отказала им в таковом пересмотре.
По словам адвоката Абзала Айдарханова, рассматривавший данное уголовное дело суд первой инстанции, а затем апелляционный суд и кассационная коллегия, которые должны были критически оценить решение первого суда, полностью проигнорировали многочисленные нарушения, допущенные органом уголовного преследования. Если бы суд первой инстанции руководствовался требованием закона, он мог бы прекратить дело по одним лишь процессуальным основаниям, – полагает адвокат и приводит такой пример:
– В ходе судебного следствия защита выдвинула ходатайств об исключении из числа потерпевших республиканского государственного предприятия «Казэронавигация» ввиду установленного в ходе следствия недостатка оснований для признания его таковым. Данное ходатайство судья удовлетворил, однако при вынесении приговора как ни в чём не бывало ссылался на выгодные для обвинения показания сотрудников предприятия, которых сам же исключил из числа потерпевших.
Произведённые в ходе того же судебного следствия допросы сотрудников «Казаэронавигации» и просмотр записей с камер видеонаблюдения совершенно чётко показали отсутствие каких-либо актов насилия со стороны подсудимых по отношению к якобы потерпевшим, что делало совершенно бессмысленным саму формулу обвинения «захват аэропорта». Однако суд первой инстанции осудил таки Айгерим Тлеужанову и Кайласа Нурпеисова именно за это, а апелляционная и кассационная коллегия проигнорировали факт осуждения людей по недоказанному обвинению, – говорит Абзал Айдарханов.
Он также указал на факт игнорирования первичным судом и обеими коллегиями прозвучавших на процессе показания свидетелей обвинения о морально-психологическом давлении на них со стороны следователей, под воздействием чего они оговорили подсудимых взамен на непривлечение к уголовной ответственности их самих.
Адвокат Айнара Айдарханова горько посетовала на слепое доверие суда первой инстанции к доводам предварительного следствия, фактически опровергнутым в ходе судебного следствия, а судов апелляционной и кассационной инстанций – к вынесенному первым судом обвинительному приговору.
– Наверное, многие запомнили, как в январе 2023 года генеральный прокурор РК Берик Асылов, выступая в парламенте по поводу первой годовщины Кантара, назвал Тлеужанову и Нурпеисова организаторами массовых беспорядков в Алматы, включая захват аэропорта, а также приверженцами запрещённого в Казахстане экстремистского религиозного течения. На тот момент суд по делу о захвате аэропорта ещё не начинался, а когда он всё же начался, то ни в обвинительном акте, ни в приговоре никакое религиозное течение вообще не упоминалось, – констатирует адвокат.
Вместе со своей подзащитной она подавала гражданский иск к Асылову, в удовлетворении которого суд в Астане ей отказал, приняв на веру объяснение адвокатов ответчика, что дескать генпрокурор имел в виду не Айгерим Тлеужанову, а некоего Тлеужанова. Однако этот загадочный Тлеужанов так и не был привлечен к суду по захвату аэропорта, да и самого его существование нигде не было подтверждено.
– Мы помним, что в один из тех январских дней здание Алматинского аэропорта действительно подверглось погрому толпой мародёров, были разграблены расположенные в здании торговые точки и предприятия сервиса, за что потом несколько десятков человек были привлечены к уголовной ответственности по статьям о кражах и грабежах. Однако все они были освобождены от наказания по амнистии, в то время как моя подзащитная, не разбившая в аэропорту ни одного стекла (да её в этом и не обвиняли), а всего лишь приезжавшая для разговора с руководством порта о нежелательности приёма в гражданском порту бортов с иностранными военнослужащими, получила четыре года реального срока как якобы организатор захвата аэропорта. А суды двух вышестоящих инстанций с этим соглашаются и в упор не видят оснований для пересмотра ела! – возмущается Айнара Айдарханова.
Её коллега Гульнар Жуаспаева рассказала о попытках судьи Алматинского городского суда лишить её адвокатской лицензии якобы за организацию несанкционированного митинга у подъезда горсуда во время апелляционного процесса по делу о захвате аэропорта. Незаконным митингом власти сочли стояние у парадного подъезда городского храма Фемиды нескольких десятков человек, желавших присутствовать на суде в качестве зрителей, из-за чего рассмотрение дела было срочно перенесено в онлайн-формат.
Известный в Казахстане общественный деятель Рысбек Сарсенбай оценил обвинительный приговор по делу о так называемом захвате аэропорта и оставившее его в силе решение кассационной коллеги Верховного суда как выполнение судебной системой политического заказа, спущенного верховной властью. Он подчеркнул, что юридических оснований для пересмотра этого и ряда других «кантарских» приговоров предостаточно, но для того, чтобы это было сделано, нужно политическое решение, которого пока что нет. Чтобы оно наконец появилось, нужны усилия гражданского общества, чьи протесты могли бы заставить власть имущих вспомнить о законе и справедливости.