Почему не Калкаман или Боралдай? Что говорят правозащитники и депутаты о переносе мест для митингов в Алматы

15.07.2024

Правозащитники считают смену мест нарушением международных документов, а депутаты просят коллег подключить общественность для принятия решения об изменении мест для марша и мирных собраний.

Что произошло

Власти Алматы планируют изменить места для проведения митингов и шествий. Новый маршрут для марша может сократиться почти на 3 км. Корреспондент BES.media поговорил с депутатами маслихата, мажилиса и правозащитниками, чтобы узнать их мнение о новой инициативе чиновников.

Контекст

На сайте «Открытые НПА» опубликован проект решения маслихата Алматы о переносе мест для проведения мирных собраний, шествий и пикетов, согласно которому:

– сквер имени Шокана Уалиханова (количество митингующих – 1000 человек) заменят на сквер имени Амангельды Иманова (500 человек);

– новый маршрут шествия – улица Жамбыла от проспекта Гагарина до улицы Муканова, протяжённость сократилась на 2,8 км (сейчас – от сквера Шокана Уалиханова до парка имени Махатмы Ганди по улице Шевченко);

– собираться в сквере за кинотеатром «Сары-Арка» смогут до 1000 человек (раньше – 500 человек).

В акимате при объяснении такого решения сослались на рекомендательное письмо департамента полиции. Мол, поступают жалобы от водителей – на закрытые дороги во время митингов и от жильцов близлежащих домов – на громкие звуки. Предложенные локации якобы таких проблем автовладельцам и жителям города не создают.

Третье место для проведения митингов в Алматы – Парк имени Махатмы Ганди по улице Шевченко – остаётся без изменений.

К слову, власти Алматы не первый раз пытаются изменить маршрут шествия по рекомендации полиции. Например, в 2021 году акимат предлагал маршрут от памятника имени Токаша Бокина по улице Кунаева до пересечения с улицей Шевченко, далее по улице Шевченко до сквера Чокана Валиханова. Но решения не приняли.

«Какая разница, если власть не даёт разрешения на проведение митингов…»

Депутат маслихата Алматы Еркин Ракишев считает этот вопрос в данный момент неактуальным.

«Даже если поменяют место для митинга, какая разница, если власть не даёт разрешения на проведение митингов? Главное, чтобы власть решила для себя: будет ли она давать разрешение оппозиции или протестным группам на проведение митингов. Вопрос о месте проведения митинга уже вторичен, поэтому я считаю его неактуальным», – сказал Еркин Ракишев.

Коллега народного избранника Асия Аканова возглавляет в маслихате Алматы комиссию по общественному развитию, культуре, спорту, религии и молодёжи. По её словам, этот вопрос ещё не обсуждался.

«К нам на комиссию он ещё не поступал. На сайте «Открытые НПА» опубликован проект, любой желающий может внести свои комментарии. Это не конечный документ. После получения документа на рассмотрение профильной комиссии я смогу что-то прокомментировать», – сказала Асия Аканова.

Депутаты маслихата утверждают различные решения по представлению акимата города, поэтому идея о переносе хоть и будет рассматриваться народными избранниками, но принадлежит напрямую местным властям.

«Произошла замена места с более вместимого на менее вместимое»

В 2018 году правозащитник Альнур Ильяшев за месяц подал более 30 заявок на проведение митинга в Алматы, но каждый раз получал отказ. Он даже судился с акиматом, чтобы признать отказ незаконным, но безуспешно. Только с 36-й попытки он получил разрешение на проведение мирного собрания.

Альнур Ильяшев считает, что количество мест для проведения мирных собраний должно быть увеличено, учитывая численность населения Алматы.

«Фактически произошла замена места с более вместимого на менее вместимое, но облегчающее жизнь автолюбителям, которые были вынуждены объезжать в дни согласованных митингов отрезок улицы Шевченко. Ввиду того что власти часто в качестве предлога для отказа в проведении мирных митингов используют вдруг возникшие срочные ремонтные и прочие благоустроительные работы или мероприятия лояльных властям групп, то количество мест для проведения мирных митингов в двухмиллионном мегаполисе должно быть увеличено как минимум в два раза. С учётом большой протяжённости города для удобства горожан будет оптимально сделать по одному такому месту в каждом из восьми районов города», – сказал Ильяшев.

«Маслихат Алматы должен это обсудить с населением»

Лидер оппозиционной ОСДП, представленной в мажилисе, Асхат Рахимжанов считает, что этот вопрос нельзя принимать без учёта мнения общественности.

«Я думаю, что маслихат Алматы должен это обсудить публично с населением города. И эксперты, и общественники, и гражданские активисты смогут к этим слушаниям подготовиться и высказать свои аргументы. Чтобы это детально комментировать, надо быть жителем Алматы. Но у меня позиция такая: я за свободу мирных митингов, и наша партия за это выступала – за уведомительный характер», – сказал Рахимжанов.

По его словам, вопрос нужно изучить в рамках международного права и подписанных Казахстаном пактов.

«После январских событий нужно соблюдать общественный порядок. Я с этим согласен. Если из этих целей, то всё равно это должно быть обосновано. Даже если полиция говорит, что рекомендует такой-то маршрут, то она должна объяснить, почему этот аргумент, почему этот маршрут», – сказал лидер партии ОСДП.

«Нас могут загнать хоть в Калкаман или Боралдай»

Руководитель фонда «Ар.Рух.Хак», который занимается в том числе мониторингом соблюдения права на мирные собрания, Бахытжан Торегожина напомнила, что согласно законам РК местные исполнительные органы могут направить жителей на проведение митинга в любое место.

«К сожалению, это регулируется местными органами власти. Они могут загнать нас хоть в Калкаман или Боралдай. Но если кто-то хочет организовать госпереворот или массовые беспорядки, они точно не будут уведомлять местные органы власти. Мы это увидели, общество поняло, что если кто-то хочет организовать митинги, они точно не будут спрашивать разрешения у властей», – сказала Торегожина.

По её словам, регулирование мест для митингов и маршрута марша предназначено для законопослушных граждан.

«У нас не дают разрешения на проведение мирных собраний. В последнее время я получаю очень много сообщений об отказе в проведении митингов, и даже есть отказы на одиночные пикеты. При тотальной разрешительной системе становится безразлично получение разрешения на проведение митинга, потому что само выражение мнения становится опасным. И, к сожалению, власти у нас могут возбудить уголовное дело не только по публикациям в социальных сетях, но и даже по выступлениям на митингах», – считает она.

Бахытжан Торегожна подчеркнула, что важно митинговать в центре города.

«Вопросы, поднимаемые на митингах, должны быть доведены до ушей тех, кто принимает решение. Площадь Валиханова, правда, находится далеко от акимата, но тем не менее это был центр. Конечно, акимат сильно напрягался, когда давал разрешение на проведение митинга, – отметила правозащитница, напомнив, что регулирование мирных собраний в Казахстане принято в противоречие международных стандартов. – Но наше государство, к сожалению, не уважает не только международные стандарты и обязательства, которые им же подписано, но не уважает и своих граждан, постоянно урезая их права и свободу».

«В Вашингтоне люди собираются напротив Белого дома»

Директор Международного бюро по правам человека Евгений Жовтис привёл данные 2022 и 2023 годов – в 90% случаях граждане не идут митинговать в специально выделенные места.

По его мнению, митинг не имеет никакого смысла, если регулируется место его проведения.

«По международным стандартам существует перечень мест, где нельзя митинговать. Например, нельзя проводить мирные собрания, шествия на мосту или возле какого-нибудь предприятия, которое выпускает взрывчатые вещества. В Вашингтоне люди собираются напротив Белого дома, подобные сцены можно увидеть напротив МИД Франции, резиденции премьер-министра в Лондоне или возле здания ООН. Это нормальная практика. Люди собираются там, где считают, что их сообщение будет лучше услышано», – сказал Жовтис.

Согласно cтатье 21 Международного пакта о гражданских и политических правах, не должно быть специальных мест для митинга. По словам правозащитника, местные исполнительные органы нарушают этот документ, ратифицированный Казахстаном.

ИСТОЧНИК:

Интернет-издание Bes.media

https://bes.media/news/pochemu-ne-kalkaman-ili-boraldaychto-govoryat-pravozashitniki-i-deputati-o-perenose-mest-dlya-mitingov-v-almati/


Смотрите также