В опубликованном ежегодном отчете Государственного департамента США по свободе вероисповедания в мире за 2023 год в отношении Казахстана кардинально ничего не поменялось. Там считают, что в центрально-азиатской республике прочно укоренились ограничительное законодательство и такая же практика.
«Согласно многочисленным источникам, в то время как члены многих зарегистрированных религиозных организаций могли исповедовать религию без притеснений и юридических препятствий в зарегистрированных местах отправления культа и частных домах, власти продолжали штрафовать, арестовывать, задерживать или заключать в тюрьму людей за их религиозные убеждения или принадлежность» – говорится в самом начале документа, по сути характеризуя главный постулат Астаны в вопросе религии: вера должна быть под контролем.
Всем сестрам раздали по серьгам
Несмотря на действующий с 2011 года в стране уже более чем ограничительный Закон о религиозной деятельности и религиозных объединениях, во власти постоянно порываются в еще большой степени ужесточить эту хрупкую сферу. В октябре прошлого года, напомнили авторы, глава Комитета национальной безопасности заявил парламенту, что необходимо принять законодательство, чтобы сделать законы, регулирующие религиозную деятельность, более строгими. За ним несколько месяцев спустя премьер-министр сообщил парламенту, что правительство намерено принять закон, направленный на борьбу с «деструктивными религиозными течениями», но пока все так и осталось на уровне заявлений, либо посчитали, что еще не пришло время выносить готовый законопроект на публику – как правило, такие инициативы выдвигаются вслед каким-то событиям, будоражащим общество.
Правительство по-прежнему не давало разрешения на регистрацию мусульманских групп, кроме тех, которые придерживаются суннитской школы ханафизма, курируемой ДУМК. Все остальные школы ислама оставались незарегистрированными и официально не могли практиковать в стране, хотя, по сообщениям НПО, некоторые неханафитские мусульманские общины продолжали неофициально отправлять религиозные обряды без вмешательства правительства.
Приводится пример того, как мусульманская община «Ахмадия» пыталась зарегистрироваться по меньшей мере шесть раз с 2011 года, и в последний раз ей было отказано в 2016 году. Правительственные эксперты продолжали обосновывать свое решение тем, что учения общины не являются исламскими и по той причине она должна убрать слово «мусульманская» из своих регистрационных материалов.
Хотя в ушедшем году не было уголовных преследований, непосредственно связанных с мирной религиозной деятельностью, однако различного рода неприятности преследовали всю дорогу представителей ряда религиозных меньшинств.
«Представители религиозных групп продолжали сообщать, что в некоторых регионах отдельные заведения отказывались предоставлять им в аренду помещения, возможно, под давлением местных властей. Свидетели Иеговы заявили, что в трех случаях власти прерывали религиозные собрания, проходившие в арендованных помещениях. Кроме того, порядка 80 адептом Свидетелей Иеговы оказались задержаны или доставлены в полицейские участки за то, что делились религиозными убеждениями с другими людьми, 28 из них получили письменные предупреждения за ведение «незаконной миссионерской деятельности», а трое были признаны виновными и оштрафованы. Однако помимо «свидетелей» и другие небольшие религиозные группы сталкиваются с похожим отношением. На это авторы доклада приводят данные норвежской правозащитной организации Forum 18, сообщившим о 110 административных преследованиях в первой половине 2023 года. По данным властей, наиболее распространенными нарушениями были размещение религиозных материалов в Интернете без разрешения, бесплатное предложение или продажа религиозных предметов или материалов без разрешения, а также посещение несанкционированных государством богослужений.
В течение года Талгарской ассоциации церкви «Новая жизнь» банки отказывались открывать счета, из-за чего церковь была вынуждена приостановить выплату заработной платы сотрудникам и прекратить свою деятельность из-за невозможности платить налоги.
Forum 18 также сообщил, что в августе 2023 года четырем гражданам Германии было отказано в продлении миссионерских виз, хотя двум из них впоследствии все же разрешили работу после повторного обращения.
В связи с деятельностью «Свидетелей Иеговы» всплыл еще один новый неожиданный момент.
В организации сообщили, что около 20 членов столкнулись с трудностями при получении предусмотренных законом освобождений от военной службы, которые они могли получить как религиозные служители. В Алматы произошел инцидент, когда на двое молодых людей были избиты и подвергнуты психологическому давлению из-за их отказа нести воинскую службу по соображениям совести. Однако, как показал относительно недавний кейс, государство все же вынуждено соблюдать свои же законы (см. «Между служением Богу и выплатой долга Родине»)
Продолжают сидеть без вины
При этом отбывать наказания продолжают последователи мусульманских общин.
«Forum 18 сообщил, что по состоянию на сентябрь восемь мусульман-суннитов отбывали наказание, связанное с их религиозной деятельностью или убеждениями. В их числе Дадаш Маженов, отбывающий восьмилетний срок заключения за то, что делился религиозными беседами на своей странице в социальных сетях (в настоящий момент ему было отказано в переводе в колонию, расположенную ближе к дому, за вечернюю молитву. При этом, реальное число мусульман, отбывающих тюремные сроки за мирную религиозную деятельность или убеждения, скорее всего, выше. Освобожденные заключенные продолжали сталкиваться с замораживанием банковских счетов на длительный срок и ограничениями на их деятельность, в том числе религиозную», – указывается в докладе.
Предваряя вынесение реальных тюремных сроков о докладе обращается внимание на то, что так называемые «экспертные» заключения, используемые для осуждения лиц, не совершавших или не пропагандировавших насилие, часто были сомнительного качества, а судьи не всегда позволяли допрашивать таких «экспертов». Также наблюдатели сообщали, что верующие могли быть осуждены по обвинению в принадлежности к запрещенным организациям, несмотря на отсутствие достоверных доказательств их принадлежности к ним, как и то, что большинство осужденных за экстремизм не высказывались за насилие или причинение вреда другим людям и были осуждены на основании подозрений в принадлежности к запрещенным группам или симпатиях к ним.
Есть запрет и есть пути его обхода
И конечно нельзя было обойти стороной спорную тему ношения в школах платков девочками-мусульманками.
Источники сообщили, что правительственный запрет на ношение религиозной одежды в школах по-прежнему соблюдается непоследовательно. В октябре министр образования заявил, что в одном из регионов страны более 150 девочек не посещают школу, потому что не могут найти приемлемое решение по поводу головных платков. Хотя на практике администрации некоторых школ разрешали девочкам учиться в платках или носить капюшоны в качестве компромисса. Один из активистов, выступающих за разрешение ношения головных платков в школах, заявил, что собрал данные опроса, согласно которым более 13 000 девочек носят головные платки в школе на практике несмотря на запрет.
* * *
В конце доклада сообщается, что сотрудники посольства США и приглашенные высокопоставленные представители правительства США продолжают встречаться со своими казахстанскими коллегами, каждый раз настоятельно призывая последних к уважению религиозной свободы, указывая на общие тенденции и конкретные кейсы. Американо-казахстанская рабочая группа по религиозной свободе, в состав которой входят официальные лица обеих стран, стала дополнительным форумом для выражения озабоченности правительства США. Однако в данном случае воз и ныне там.