Гражданскую активистку из Жанакоргана, писавшую в соцсетях о земельных махинациях местных чиновников, а также публично осадившую тогдашнего акима Кызылординской области риторическим вопросом: «Вы ханская дочь?», обвиняют в шантаже и вымогательстве и четвёртый месяц держат под домашним арестом.
На пресс-конференции в Алматы гражданские активисты Жанат Естаева и Курала Сейтхан рассказали о чрезвычайно странном уголовном деле активистки и многодетной матери – одиночки Сандугаш Турлыбековой из города Жанакоргана Кызылординской области. Полицейские задержали её 6 марта, а 13 марта следственный суд поместил задержанную под домашний арест. Обвинение Сандугаш Турлыбековой предъявлено весьма необычное – её обвиняют в шантаже. Сейчас дело находится в районном суде Жанакоргана.
– Сандугаш Турлыбекова занимается помощью многодетным матерям, инвалидам и малообеспеченным семьям. В феврале этого года Сандугаш критически отозвалась о работе ЦОНов Кызылординской области и о незаконной раздаче земельных участков местным чиновникам, в то время как простые горожане никак не могут получить свои законные десять соток для строительства дома. На свои официальные обращения в различные инстанции Сандугаш не получала ответов, а после публикации ею критических постов в соцсетях местные чиновники настоятельно советовали ей прекратить такие действия, в противном случае угрожая нежелательными последствиями. Такие последствия наступили в виде задержания и ареста по обвинению в шантаже и вымогательстве, – рассказывает Жанат Естаева.
Она считает эти обвинения абсурдными и грубо сфабрикованными с целью заткнуть рот неравнодушному человеку, перешедшему дорогу недобросовестным представителям власти.
– У кого именно Сандугаш Турлыбекова якобы вымогала деньги, на какую суммы и за что именно, нам до сих пор неизвестно, знаем только, что дело возбуждено по жалобе неких А.Е. и Е.А., о которых ничего не известно, кроме инициалов, – говорит Жанат Естаева.
Женщину, которая как и Сандугаш, занимается правами многодетных матерей, только Жамбылской области, возмущает, что полицейские произвели арест Сандугаш, предварительно сломав двери в ее квартире и напугав детей. А затем препроводили активистку под арест, не поставив в известность даже органы опеки, оставив детей одних.
Сразу после ареста Турлыбековой руководство Жанакорганского управления полиции сообщило о том, что «28 февраля и 6 марта в полицию обратились два жителя региона с жалобой на Турлыбекову, которая потребовала от них крупную сумму денег, угрожая распространить информацию, причиняющую вред их чести и достоинству. На основании этих данных и было возбуждено уголовное дело».
Ранее Сандугаш Турлыбекова получила известность в 2020 году в связи с инцидентом в Жанакоргане, когда город посетила с инспекционным визитом тогдашний аким Кызылординской области Гульшара Абдыкаликова. В связи с визитом акима полицейские перекрыли дорогу и высадили местных жителей из маршрутки, из-за чего им пришлось пешком добираться до больницы. По этому поводу Сандугаш Турлыбекова на встрече с акимом обратилась к Гульшаре Абдикалыковой с риторическим вопросом: «Ханның қызысыз ба?» (Вы ханская дочь?). Видео с этим диалогом широко разлетелось по казахстанским соцсетям.
При этом следует отметить, что далеко не из одной Кызылординской области, в разных областях Казахстана то и дело приходят вести о задержаниях и арестах региональных активистов, уголовных делах и гражданских исках против них за то, что поднимали социальные вопросы или критиковали местные органы власти. По сомнительным обвинениям в заключении в Уральске находится юрист и общественный деятель Аслан Утепов, в Таразе – общественный деятель Нурлан Канатов. В настоящий момент в административном суде Жесказгана идёт процесс по обвинению блогера и правозащитника Берика Жагипарова в распространении ложной информации, создающем условия для массовых нарушений общественного порядка, которых не было. Десятки человек привлечены к ответственности в административном порядке или подверглись штрафам по частным искам.
Стремление властей зачистить общественное и медийное поле от беспокойных и неуправляемых общественно активных граждан выглядит крайне неприглядно в свете декларируемых Акордой постулатов о новом и справедливом Казахстане.