КМБПЧ – Казахстанское международное бюро по правам человека и соблюдению законности

253-е обращение к Президенту РК граждан Казахстана

25.06.2024

ПРЕДСЕДАТЕЛЮ МАЖИЛИСА ПАРЛАМЕНТА КАЗАХСТАНА КОШАНОВУ Е.Ж.

 ГЕНЕРАЛЬНОМУ ПРОКУРОРУ КАЗАХСТАНА АСЫЛОВУ Б.Н.

 АКИМУ г.АЛМАТЫ ДОСАЕВУ Е.А. – для сведения.

 г.Алматы, 25 июня 2024 года.

Господин Президент!

А есть ли у нас государство вообще?! Или под вывеской государственных органов замаскированы всевозможные коммерческие компании, которые вместе создали мощную коммерческую империю Казахстана для беспрепятственного использования ее хозяевами бюджетных денег, а также для всецелого владения ими колоссальным богатством природных ресурсов нашей страны? Есть ли у нас государственный аппарат? Или же, как и раньше, это замаскированные олигархи, являющиеся членами семьи Назарбаева Н.А. и его близкого окружения, многие из которых сбежали из страны, а оставшиеся по-прежнему находятся у руля экономики?

Да, на первый взгляд наши подозрения кажутся абсурдными! Но они не беспочвенны, а основаны нашими горькими 22-летними страданиями из-за отсутствия социальной справедливости и государственного правопорядка – чиновничья рать бесчинствует, царит вакханалия и ее вопиющее беззаконие, наши права бесцеремонно растоптаны! А разве это не свидетельствует об отсутствии государственного правления? Правящий режим явно забыл, что в Конституции высшей ценностью страны провозглашен человек и его права? Но похоже, что власть видит в нас не «высшую ценность страны», а быдло, потому и отношение к простому народу такое отвратительно-унизительное. А такое отношение к правам простых казахстанцев присуще олигархическому клану, у которого нет обязательств перед народом, ведь они не клялись «служить народу Казахстана», что и оправдывает их поведение. Клялись «слуги народа» – высший чиновничий аппарат, интересы которых теперь легко и плавно перетекают из государственных в коммерческие, что и вызывает у нас подозрение в их притворстве и маскировочном обмане.

Господин Президент!

Может такому положению способствовали задуманные ранее вашим предшественником Назарбаевым Н.А., а затем поддержанные вами, тезисы о сокращении государственного участия в экономике страны, которые теперь достигли своей конечной цели, а именно – провозглашенное Конституцией социальное и демократическое государство исчезло, а вместо него полностью установилась олигархическая империя с ее коммерческой идеологией? Может теперь всеми рычагами управления Казахстана завладели алчные олигархи, которые во время приватизации захватили лакомые куски народного хозяйства, но для создания видимости правового государства рядятся в тогу государственных чиновников? Прибрали к рукам они и внутригородские территории КазНУ им. Аль-Фараби, а также в сквере Алии Молдагуловой и Маншук Маметовой, хотя согласно Земельному кодексу предусмотрен запрет на отчуждение территории земель общего пользования. Но знаменитый олигарх Кулибаев Т.М. плевал на этот запрет! А разве это не доказывает правоту наших подозрений об отсутствии государственного правления? Где твердая рука государства, где государственный контроль, где его доблестные правоохранительные органы?

Господин Президент!

К сожалению, возникло ощущение, что у нас остались только такие государственные институты, как Президент страны с его Администрацией, Парламент, Внешнеполитическое ведомство и Вооруженные Силы РК. Такое обстоятельство напрягает и пугает! Кроме того, отмечаем, что из них мы исключительно верим молодым солдатам из простых семей, которые честно служат Родине и ее народу. А остальные, по нашему мнению, только выполняют долг по сохранению суверенитета страны. Об этом свидетельствует ваша успешная дипломатическая работа на Международном поприще, особенно в такое опасное геополитическое время, что мы, конечно, поддерживаем. Но при этом вы равнодушны к социальному положению простых казахстанцев, которых ваш правящий клан гнобит нищетой и разбойничьими поборами, что вводит бесправных людей в состояние крайней безнадежности А проводятся такие деяния изощренным путем, точнее – правящий режим заблаговременно заручился помощью депутатов, которые в угоду неких заинтересованных персон (по нашему подозрению замаскированных олигархов), выносят дискриминационные, антинародные Законы, о чем мы неоднократно излагали вам в своих обращениях и повторяем вновь. Но бесполезно: вы не слышите нас! Это обстоятельство явно показывает, что выполнять свою инаугурационную клятву «служить народу Казахстана» вы, Касым-Жомарт Кемелевич, похоже, не намерены? Потому перепоручили их своему клану, который вытворяет всё, чтобы избавиться от дел – дурит нас тупыми отписками и отговорками?

Как мы постоянно отмечаем, так бесцеремонно у нас обращаются не только с нашим законодательством, но и с Международными обязательствами, что крайне недопустимо, т.к. это позорит нас перед мировым сообществом. Считаем, что ваше равнодушие и такое же равнодушие вашего помощника – министра иностранных дел Нуртлеу М. к Международным обязательствам, касающихся прав простых казахстанцев по обеспечению им достойного уровня жизни, предусмотренного в Международном Пакте и Всеобщей Декларации прав человека, откровенно демонстрирует неуважение не только к правам своих граждан, но и к Международной правозащитной организации планетарного масштаба, где вы работали заместителем Генерального Секретаря ООН! А как иначе объяснить игнорирование вами Международных обязательств? Может тем, что страной управляет олигархат, который эти обязательства не принимал, и потому ответственным за их соблюдение себя не считает? Или мы ошибаемся? Тогда, пожалуйста, опровергните наши сомнения конкретными делами – установите подлинный правопорядок!

Господин Президент!

Подозрения о заинтересованности чиновников прикрыть свои коммерческие дела под государственные, укрепились на примере работы Алматинских Уполномоченных органов. Но так как оставаться в ситуации неопределенности мы не могли, 11 июня с.г. сдали очередную заявку на проведение встречи (прил.), где обратились к акиму г.Алматы Досаеву Е.А. с просьбой объяснить подлинное положение государственных органов, в частности прокуратуры.

Отреагировал первый заместитель прокурора Ракишев Н., который в ответе от 13.06.24 г. (прил.) сообщил, что наше обращение отправлено в аппарат акима города, т.к. оно «не подпадает под критерии, указанные в Конституционном Законе «О прокуратуре», где определены пределы прокурорского надзора». Однако г-н Ракишев Н. видимо запамятовал, что раньше в письме от 29.04.24 г. (прил.) также утверждал, что наше «обращение, поступившее из Генеральной Прокуратуры, рассмотрено», сообщив, что записал нас на свой «личный прием на 15.05.24 г. к 10.00 часам». И предупредил, что «при себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность, и письменное обращение». Нонсенс!

Господин Президент!

На контрасте этих двух писем мы показываем вседозволенность государственных органов! Получается, что в зависимости от ситуации прокуроры могут кардинально менять пределы прокурорского надзора и самолично расширять критерии своих полномочий? Так, когда же г-н Ракишев Н. был законопослушным прокурором – когда выполнял директивные указания Генеральной Прокуратуры или когда придерживался норм Конституционного Закона? Но неужели Генеральная Прокуратура не знает о наличии Конституционного Закона «О прокуратуре», на который теперь ссылается первый заместитель прокурора Ракишев Н.?

Господин Президент!

А почему нарушена Конституция, которую в 1995 году принял народ Казахстана? Кто совершил святотатство над волеизъявлением народа – бывший Президент Назарбаев Н.А. во время своего антинародного правления или вы во время референдума по изменению Конституции? Если же совершил он, то почему вы не восстановили в прежней редакции ст.83, где народ утвердил функции прокуратуры, как надзорного органа страны, по устранению всех нарушений законности? Всех, Касым-Жомарт Кемелевич! Да, тогда народ не устанавливал пределы прокурорского надзора, т.к. считал, что все казахстанцы вправе рассчитывать на помощь прокуратуры. Сейчас же нарушен принцип равноправия: прокуратура отказывает нам в помощи и отфутболивает наши обращения в другие органы, ссылаясь на их компетенцию! Нужна ли нам в таком случае прокуратура, если все вопросы решают Уполномоченные органы, хотя в действительности они их не решают?

Однако содержится прокуратура на наши налоги, что противоречит элементарной логике: почему мы, налогоплательщики, должны содержать бесполезный для нас аппарат?

Господин Президент!

Деятельность прокуратуры переполнена парадоксами! Так, например, в марте с.г. по ТВ прозвучала информация о торжественном отчете Генерального Прокурора РК Асылова Б.Н., рапортовавшем вам о том, как его ведомство оказало правовую помощь 220 инвесторам, вложившим в экономику страны более 2 трлн. тенге. Похвально! Но почему в отношении богатых инвесторов не применяется Конституционный Закон «О прокуратуре»? Получается, что в отличие от нас, их интересы подпадают под критерии прокуратуры и находятся в пределах прокурорского надзора? Почему их делами занялась прокуратура, а не Уполномоченный орган предпринимателей? Чем мы хуже их? Может тем, что у нас нет 2 трлн. тенге? Но видимо, учитывая наше мнение, изложенное в 250-м обращении, Генеральная Прокуратура поручила прокуратуре г.Алматы встретиться с нами для урегулирования проблем, о чем известил первый заместитель Ракишев Н. (изложено выше).

Однако в назначенное для приема время его на месте не оказалось: по сведению ответственных лиц он находился в отпуске. С трудом добились приема у заместителя прокурора Абдибаева Ж., которому сдали потребованное г-ном Ракишевым Н. обращение от 15.05.24 г. (прил.) со всеми доказательными материалами. Предположив, что он может не понять наши доводы и отделаться отпиской, мы для убедительности подробно изложили их самому г-ну Абдибаеву Ж., который заверил, что наше обращение будет рассмотрено по существу. Поверили, ведь обещание дал один из руководителей этого ведомства! Но к сожалению, наши опасения подтвердились: даже мы, за 22 года привыкшие к обманам чиновников, были шокированы никчемной отпиской г-на Абдибаева Ж. от 30.05.24 г. (прил.). Мы далеки от мысли, что он не знает о вашей концепции «слышащего государства»! Также далеки от мысли, что он неграмотен и потому не смог прочитать содержание сданного ему обращения: тем более, что доводы были тщательно, до мелочей, растолкованы доказательной базой! Потому дурацкую ахинею, которую позволил заместитель прокурора Абдибаев Ж. в официальном ответе, расцениваем как его намеренный обман народа!

Господин Президент!

Зная, что вы больше доверяете громогласным рапортам своего клана, попытаемся во избежание обвинений нас в домыслах, доказать наши негативные отзывы.

В сданном обращении мы писали о вопиющих нарушениях чиновниками Законов Казахстана и прав его граждан, подкрепляя их фактами и доказательствами. Доказывали, что в коммунальной и жилищной сферах процветает коррупция и незаконные поборы, что Закон о жилищных отношениях дискриминационен, т.к. проповедует диктат и насилие! Кроме того, писали о неправомерности требования акимата банковских счетов в обмен на социальную помощь в размере 1725 тенге. Писали о возможных действиях акимата переложить на плечи алматинцев, пострадавших во время землетрясения, проблемы по устранению в их домах разрушений.

Однако, г-н Абдибаев Ж. ограничился комментариями дискриминационного Закона, а другие вопросы посчитал не рассматривать совсем. В своей отписке прокурор утверждал, что мы обязаны содержать весь жилой фонд страны, обязаны контролировать финансовую и хозяйственную деятельность ПКСК, обязаны оплачивать всё, что нам начислит ПКСК. В конце письма прокурор Абдибаев Ж. милостиво посоветовал: мол, в случае наличия нарушений законности расходования денежных средств со стороны органа управления мы, жители, вправе организовать аудиторскую проверку, а итоги обжаловать в судебном порядке.

Его действия мы невольно сравнили с поведением Назарбаева Н.А., когда к нему за помощью обратились измученные нищетой многодетные казахстанцы и получили его совет: «Купи две коровы, а рождение детей согласуй с государством»! Тогда народ потешался и возмущался одновременно! Такие же чувства испытываем к отписке прокурора Абдибаева Ж.

Ведь мы обратились в правоохранительные органы, которые по долгу службы обязаны устранять нарушения законности и пресекать финансовые преступления? Не понимаем, почему мы, пенсионеры с минимальным размером доходов, должны выполнять функции прокуратуры и на свои ничтожные пенсии организовывать аудиторские проверки, а затем обжаловать нарушения в суде? Неужели прокуроры не знают, что в прожиточном минимуме расходы на непродовольственную часть предусмотрены в размере 25 тысяч тенге, которых нам не хватает даже на лекарства и лечение. А на проведение аудиторской проверки нужно нанять специалистов, на обжалование в суде нанять адвокатов, что не предусмотрено в прожиточном минимуме.

Поразило, почему прокурор проигнорировал изложенные нами замечания о том, что по юридической иерархии Гражданский Кодекс выше Закона о жилищных отношений? Мы заостряли внимание на то, что в ст.2 п.2 ГК РК указано: «Граждане Казахстана вправе приобретать свои права своей волей и в своих интересах. Граждане Казахстана свободны в установлении своих обязанностей на основании договоров, условия которых также вправе определять сами». Вот наши основные доказательства, Касым-Жомарт Кемелевич! Мы уверяли, что не устанавливали свои обязанности по содержанию жилого фонда страны! Не создавали ПКСК! Не выбирали его председателя! Не утверждали тарифы, т.к. собрания не проводились, а все протоколы сфабрикованы! Но будто говорили в пустоту! 28 лет назад нас, как баранов, загнали в это коммунальное стойло, чтобы безнаказанно грабить и при этом сохранить приличное лицо правового государства! А аппетиты организаторов этого грабежа безграничны: теперь через ПКСК нас обязывают содержать всевозможные ТОО-шки – круглосуточные аварийные службы, клиниговые компании, подрядные организации, а для капитального ремонта домов планируют взять огромный кредит из банков, которые вместе с процентами навесят на нас. И оформят фальшивыми протоколами Однако Уполномоченный орган по развитию коммунальной инфраструктуры прикрывает эти полукриминальные деяния ПКСК, а прокуратура прикрывает деяния этого Уполномоченного органа. В свою очередь их деяния прикрывают Республиканские органы.

Господин Президент!

Указанные факты убедили нас в организации на территории Казахстана мощной коммерческой империи. Подозреваем, что все ТОО-шки (аварийные и клининговые компании, подрядные организации), а также жилищный фонд и земельные участки – это бизнес высших чинов страны, которые для его развития грабят простой народ! Потому преступные деяния самозванцев в лице горластых председателей ПКСК поддерживаются членами правящего режима. Подозреваем, что это сговор, это спрут! Подозреваем, что все Уполномоченные органы тоже входят в состав коммерческой империи! Подозреваем, что прокуратура стала некой частной юридической конторой по защите интересов богатых клиентов, о чем свидетельствует рапорт Генерального Прокурора! Кроме того, впечатление об антинародном сговоре возникло из-за бездеятельности Агентства по делам государственной службы и его региональных подразделений, которые закрывают глаза на беспредел правящего режима.

Касым-Жомарт Кемелевич!

Илимы не правы? Неужели наши подозрения напрасны? Однако позвольте заметить, что горькие выводы мы сделали на собственном примере и подкрепили неопровержимыми фактами. Мы не верим в благие намерения власти, не верим в «Новый Казахстан»! А поверим только тогда, когда наши права будут приведены в соответствие с вышеуказанной нормой ГК РК!

А пока у нас остается одна надежда – это выполнение вами Международных обязательств.

Потому требуем:

1. Выполните Международные обязательства по обеспечению нас достойным уровнем жизни, указанном в ст.11 п.1 Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах, а также в ст.25 п.1 Всеобщей Декларации прав человека.

2. Обеспечьте нам такой размер доходов, который не только перекроет все расходы на лечение, лекарства, проживание, питание и все необходимые услуги, но еще повысит наше материальное благополучие, как указано в Международном Пакте.

3. Кроме того, обяжите заместителя премьер-министра Дуйсенову Т.К. предоставить нам в бумажном варианте информацию о размере непродовольственной части прожиточного минимума, предусмотренную на лекарства и медицинские услуги, о чем мы просили в предыдущих обращениях. Привычные отписки вице-министров просим исключить.

 Приложены копии нашей заявки и заявления, а также трех ответов прокуратуры.

Настоящее обращение отправлено на сайт Оtinish и заказными письмами Президенту РК, председателю Мажилиса Парламента, Генеральному Прокурору и акиму.