• Главная
  • >
  • Не всякая гармонизация способствует гармонии

Не всякая гармонизация способствует гармонии

03.06.2024

Участники проходящего сегодня в Алматы заседания совета Парламентской ассамблеи Организации коллективного договора о безопасности обсудят вопросы «гармонизации законодательства и меры по противодействию вызовам и угрозам коллективной безопасности». Кое-что в этой формуле способно вызвать тревогу у казахстанских правозащитников.

В понедельник 3 июня началась новая неделя – первая полная рабочая неделя лета, притом что прошедшие выходные уже были июньскими. Зайдя с утра пораньше в понедельник 3.06 на сайт радио «Азаттык», я узнал две алматинских политических новости: в воскресенье 2.06 в Алматы прилетел с рабочим визитом председатель российской Государственной думы Вячеслав Володин, а в понедельник 3.06 он как спикер Парламентской ассамблеи ОДКБ проведёт в нашей южной столице заседание совета вышеназванной ассамблеи. Далее в сообщении говорилось о том, что участники заседания (судя по всему, коллеги Володина – спикеры нашего Мажилиса, кыргызского Жогорку кенеша и аналогичных палат таджикского и белорусского парламентов) намереваются «обсудить вопросы гармонизации законодательства и меры по противодействию вызовам и угрозам коллективной безопасности».

В этой весьма дежурной для официальных сообщений о такого рода саммитах фразу меня как правозащитного журналиста насторожило словосочетание «гармонизация законодательства». Второе слово правильнее было бы употребить во множественном числе – гармонизация законодательств, поскольку национальное законодательство в каждой из стран-членов ОДКБ вроде бы своё, однако в аспекте подведения правовой базы под преследование критиков и оппонентов правящего режима и прочих обладателей «неправильных» взглядов законодательства и особенно правоприменительные практики наших стран настолько сходны, что можно и впрямь говорить о некоем едином законодательстве и единой практике в этой сфере.

А теперь вот его собираются ещё более гармонизировать, отчего нам, правозащитникам, впору хвататься за сердце в том числе и памятуя известную в российском либеральном дискурсе титулование возглавляемой Вячеславом Володиным и его предшественниками законосовещательного органа как «взбесившегося принтера», лихо выпекающего антидемократичные законы хоть по указке из Администрации президента, хоть по собственной инициативе. К тому же если понимать гармонизацию как унификацию (что-то мне подсказывает, что идеологические и особенно силовые чиновники наших авторитарных государств именно так её и понимают), то здесь и без того авторитарному Казахстану есть куда расти в плане гармонизации/унификации законодательства с теперь уже полностью тоталитарной Россией.

Самый яркий пример: в российском законодательстве есть понятия «иностранный агент» и «нежелательная организация», в казахстанском законодательстве таких понятий нет, хотя ответственность за руководство и участие в деятельности запрещённой или  незарегистрированной организации есть и там и там. В какую сторону здесь возможна гармонизация законодательств? Полагаю, что в обе стороны: убрать одиозные понятия из российского законодательства или внести их в казахстанское. Лично я бы сделал первое, но Володин с Путиным этого не сделают ни за какие коврижки – скорее уж Кошанов и с Токаевым введут иноагентов и организаций-нежеланок в казахстанское законодательство, к чему первые двое наверняка склоняют последних, в том числе и на сегодняшнем алматинском саммите.    

Вот ещё пример их той же сферы: в российском законодательстве два военных года назад появилась и всё это время активно применяется норма об уголовной и административной ответственности за «дискредитацию российской армии» и «распространение фейков о специальной военной операции на территории Украины», а в ни с кем не воюющем Казахстане таких статей в наших местных УК и КоАП пока что нет. Так не грозит ли сегодняшний саммит по гармонизации законодательств скорейшее появлением таких статей и в нашем законодательстве?

А вот ещё один пример возможного проявления гармонизации/унификации – вопросы экстрадиции из Казахстан в Россию честных и совестливых россиян, бежавших из своей страны в нашу после того, как их родина-мачеха пошла войной на братскую в далёком прошлом, а теперь совсем небратскую Украину. В прошлом году Астана выдала Москве новосибирского военнослужащего Михаила Жилина, в этом году российские силовики своими силами захомутали в Астане казанского военнослужащего Камиля Касимова (правда, вывезти его из Казахстана они всё же не решились и пока что держат его на крепко охраняемой территории российской военной базы в казахстанском городе Приозёрске). Пока что существующие разночтения в казахстанском и российском законодательствах хоть как-то препятствуют российским охотникам за скальпами «врагов народа», а вот что будет в случае успешной гармонизации?

Возвращаясь к теме возможной унификации казахстанского и российского законодательств с добавлением сюда же правоприменительных практик касательно речевых преступлений (всё-таки второе слов надо было взять в кавычки) следует напомнить о судьбе двух казахстанских женщин из двух разных возрастных групп и городов-мегаполисов – алматинки Айгерим Тлеужановой и шымкентчанки Калимы Джапаровой. Всего три дня назад я писал о них в своей статье «От массовых репрессий к точечным», написанной к Дню памяти жертв политических репрессий, так что сейчас не буду повторяться, а только укажу на то обстоятельство, что при нынешнем законодательстве казахстанским силовикам и судьям пришлось подтягивать натягивать на Айгерим Тлеужанову, протестовавшую в дни Кантара против ввода в Казахстан войск ОДКБ, статью об «организации массовых беспорядков», а на Калиму Джапарову, публично назвавшую воюющих против Украины российских военнослужащих «оккупантами» и «фашистами», натягивать статью о «разжигании национальной розни».

Если же на сегодняшнем заседании совета Парламентской ассамблеи ОДКБ в Алматы спикеры Госдумы и Мажилиса с коллегами из Бишкека, Душанбе и Минска договорятся о гармонизации национальных законодательств, то в означенных законодательствах модет появятся единая норма о дискредитации войск ОДКБ, а уже существующая российская норма о дискредитации российской армии перекочует в законодательства сочленённых с Россией государств. И тогда новых Тлеужановых и Джапаровых будут отправлять тюрьму уже не по притянутым за длинные хрустящие уши смежным статьям УК РК, а по очень даже профильным статьям, коль скоро они там появятся. Также и насильственный вывоз из Казахстана в российский нео-ГУЛАГ новых Жилиных и Касимовых будет формально узаконен и сильно облегчён в случае успеха таковой гармонизации.

Оно нам надо в невоюющем и по праву гордящемся своим миролюбием Казахстане? Или же нам придётся признать, что не всякая гармонизация способствует установлению гармонии, как не всякая городская канализация впадает в Суэцкий или Панамский каналы, загрязняя их отходами жизнедеятельности больших людских масс. Поясню, что бонмо про канал и канализацию я почерпнул не из алматинского накопителя сточных вод Сорбулак, а из демократической публицистики конца 80-х годов прошлого века, когда на волне реальной горбачёвской демократизации в Москве начались протестные митинги, которые иногда разгонял только что созданный ОМОН, вооружённый резиновыми дубинками. Тогдашние московские остряки прозвали эти дубинки «демократизаторами», а дихотомию «демократизация и демократия» зарифмовали с дихотомией «канал и канализация». Спустя три с половиной десятилетия эта история готова повторится с дихотомией «гармонизация и гармония».

* * *

На фото с сайта Госдумы РФ председатель Госдумы РФ Вячеслав Володин и председатель Мажилиса парламента РК Ерлан Кошанов.