Два политических активиста в Астане арестованы по «наркотической» статье, ещё один активист в Алматы арестован за «финансирование экстремистской организации», а число отказов в регистрации с оппозиционной партии «Алға Қазақстан» достигло двадцати пяти.
27 мая в пресс-центре Бюро по правам человека состоялась пресс-конференция по новым фактам уголовных преследований политических активистов. Во второй половине мая в Астане были задержаны и заключены под стражу Айдар Сыздыков и Асанали Суюбаев, обоих политических активистов обвиняют в распространении наркотиков, тогда как в Алматы гражданский активист Асылбек Жамуратов вот уже полгода находится под арестом по обвинению в финансировании экстремистской организации и участии в деятельности такой организации. Сами арестованные и их защитники отвергают эти обвинения, считая преследования активистов несправедливыми и политически мотивированными.
На пресс-конференции выступили руководитель правозащитной организации «Ар.Рух.Хак» Бахытжан ТорегожинА, член оргкомитета по созданию оппозиционной партии «Алға Қазақстан» Сергей Измайлов и жёны преследуемых активистов Светлана Жамуратова и Айгуль Токпаева.
– Политическое поле в Казахстане полностью выжжено, в стране стало практически некому легально оппонировать режиму. Лидеры двух политических партий – Нуржан Альтаев Марат Жыланбаев – отбывают тюремные сроки, лидер ещё одной партии Жанболат Мамай отбывает условный срок, будучи жёстко отсечён от любой общественной активности. Единственной сколько-нибудь организованной силой на этом пепелище сейчас является группа активистов, объединившихся вокруг оргкомитета по созданию оппозиционной партии «Алға Қазақстан», и именно они подвергаются сейчас наиболее жёстким преследованиям со стороны власти, – говорит Бахытжан Торегожина.
– Казахстанская власть не только упорно отказывает «алговцам» в регистрации их партии, но и массово преследуют их за попытки воспользоваться своим конституционным правом на проведение митингов, массово раздавая административные аресты за посты в Интернет о проведении митингов, за репосты таких постов и за лайки под такими постами. Теперь власти пошли дальше, перейдя от «административок» к «уголовке» – теперь активистов сажают в тюрьму за наркотики. Это практика диктатуры, стремящейся лишить гражданское общество права голоса, заткну ему рот кляпом, – констатирует правозащитница.
Супруга арестованного Асылбека Жамуратова, члена инициативной группы «Алға Қазақстан», Светлана рассказала о том, как 30 ноября прошлого года задержали её мужа, а в их квартире провели обыск. Сказали, что ищут оружие наркотики и запрещённую литературу, причём последнюю больше всего искали в школьных учебниках детей Жамуратовых. Потом супругов вывели из дома, усадили в две разные машины и доставили в управление полиции города Конаев (бывший Капчагай), где продержали с семи утра до полуночи, после чего Светлану отпустили, а Асылбека закрыли в СИЗО. Позднее стало известно, что ему вменяют в вину отправку денежных переводов на зарубежные счёт Мухтара Аблязова, каковой факт супруги Жамуратовы категорически отрицают. Следствие по делу Асылбека Жамуратова длится уже полгода, сейчас ожидается передача его в суд.
Жена арестованного правозащитника и бывшего политзакллюченного Айдара Сыздыкова Айгуль Токпаева рассказала о том внимании, которое проявляли к их семье полицейские на протяжении всего периода существовании оргкомитета.
– Полицейская машина парковалась под нашими окнами не только перед каждой попыткой проведения митинга, но даже и перед каждой подачей заявления в Минюст на регистрацию партии. Мы с Айдаром успели запомнить этих полицейских в лицо, а Айдар называл их «наша личная охрана». После почти что каждого такого события следовал административный арест Айдара на 15 суток, а бывало, что новый арест происходил через две недели или через месяц после окончания предыдущего ареста. По этому поводу Айдар иронически говорил, что-де устроился работать вахтовым методом, – вспоминает Айгуль Токпаева.
Она рассказала о том, что задержание Айдара Сыздыкова 16 мая произошло за несколько часов до того, как он собирался выехать в Алматы на поминальный обед в честь первой годовщины со дня смерти Жасарала Куанышалина – видного участника демократического движения в Казахстане с 1990 года, бывшего депутатом Верховного совета республики в 1994-95 годах, а в мае 2022-го активно поддержавшего идею создания партии «Алға Қазақстан».
– Перед отъездом Айдар мне сказал: если я не позвоню тебе с вокзала, значит меня забрали». Так оно и оказалось, причём задержание было обставлено как похищение, что нередко происходит с нашими активистами: человек идёт по улице, его обгоняет машина без каких-либо полицейских эмблем, из неё выскакивают какие-то люди в штатском, хватают активиста, заталкивают в свою машину и куда-то увозят, а близкие потом долго ищут его. Лично я узнать о задержании Айдара из чата нашего подъезда, в котором один из соседей написал, что на пятом этаже кого-то задержали за наркотики и в квартире идёт обыск, – рассказывает Айгуль Токпаева.
Первой мыслью Айгуль было, что сейчас у Айдара «найдут» пакетик с наркотой, но полицейские поступили не столь банально – политического лидера обвинили в продаже трёх грамм гашиша некоему Иванову И.И. (надо полагать – Ивана Ивановича; впрочем, наркополицейские не скрывают, что это оперативный псевдоним «особого свидетеля») на основании показаний последнего о том, что он перевёл Сыздыкову на карточку 10 тысяч тенге за поставку дозы. Авторов этой комбинации нисколько не смутило то обстоятельство, что ИИН и все счёта Сыздыкова были заблокированы ещё в 2021 году, когда он получил три года ограничения свободы по «экстремистской» 405-й статье.
– С такой полицией и с такими спецслужбами, как у нас в якобы новом Казахстане на месте моего супруга может оказаться любой человек, даже не обязательно являющийся оппозиционером. И я буду бороться за своего Айдара и против системы, которая гнобит его и других активистов. Я хочу, чтобы наша годовалая дочка Замира, которая скоро начнёт ходить, в дальнейшем ступала по родной земле в свободной стране, а не при диктатуре, – говорит Айгуль Токпаева.
Через шесть дней после задержания Айдара Сыздыкова в той же Астане и по той же «наркотической» 297-й статье был задержан другой активист Асанали Суюбаев, член инициативной группы «Алға Қазақстан». Его задержание можно назвать полным ремейком задержания Айдара Сыздыкова, но можно отдать должное и некоторому разнообразию приёмов: Суюбаеву вменяют не распространение, а незаконное хранение наркотических веществ. Он приехал в Астану из Актобе, где у него остались родители-инвалиды, которые сейчас обратились к властям с просьбой выпустить их сына хотя бы под подписку о невыезде.
Правозащитник и член оргкомитета по созданию партии «Алға Қазақстан» Сергей Измайлов однозначно связал с их участием в деятельности комитета. Он также рассказал о том, как в один день с задержанием Суюбаева, 23 мая, в Астане проходил суд по рассмотрению поданного «алговцем» Амангельды Джахиным гражданского иска к Министерству юстиции по поводу очередного отказа в регистрации партии. Основанием опять стало якобы наличие в списке умерших, не конкретизируя, кто они.
– То есть мы для них все мертвые! – возмущается Сергей Измайлов.
Рассмотрение иска продолжалось всего 25 минут, судья, отклонив все ходатайства стороны истца и фактически уклонившись от рассмотрения материалов дела по существу, вынес решение оставить иск Джахина без удовлетворения.
Сергей Измайлов отметил наметившуюся тенденцию привлечения «мертвых» активистов «Алги» к административной ответственности по статье об участии в деятельности незарегистрированной организации.
– Оппозиционная партия «Алға Қазақстан» не является незарегистрированной, а тем более запрещённой организацией – она находится в процессе регистрации, хотя число возвратов Минюстом наших заявлений о регистрации уже приближается к 25-ти. Смешение понятий «находящая в процессе регистрации» и «незарегистрированная» при наложении административных наказаний в любой момент может перерасти в смешение понятий «находящая в процессе регистрации» и «запрещённая», на основании чего наших активистов будут сажать уже не по административной, а по уголовной статье. Со стороны полиции и судов это безусловно является правовым нигилизмом. Между тем Казахстан провозглашает себя правовым и демократическим государством, но власть только декларирует это, но не желает следовать этим декларациям на деле. Мы же боремся за то, чтобы Казахстан действительно стал демократическим и правовым, – говорит Сергей Измайлов.
К этому можно добавить, что преследования гражданских активистов не должно быть в так называемом новом Казахстане, если только он действительно хочет избавиться от эпитета «так называемый» и стать реально новым. Пока же государство уверенно расправляется со своими идейными оппонентами – под каток попали оппозиционные движения Демократический выбор Казахстана и «Коше партиясы» (оба запрещены районным судом секретным решением), Демократическая партия, El Tiregi. Сейчас добивают «Атажұрт» и «Алға Қазақстан». И больше никого не остается.