Предстоящее в первый день мая празднование Дня единства народа Казахстана отнюдь не предполагает возможности гражданским активистам и их сторонникам воспользоваться своим конституционным правом на свободу мирных собраний. Как, впрочем, и в дни любого другого государственного праздника, а равно и в обычные выходные или рабочие дни.
Впереди нас ждёт первомайский праздник, официально именуемый Днём единства народа Казахстана. На этот день гражданские активисты традиционно подают в местные акиматы уведомления о своём намерении провести в публичном формате мирное собрание – и традиционно же получают отказ в согласовании такого собрания. Пять таких отказов из акиматов двух столичных городов и трёх областных центров выставила 22 апреля на своей ФБ-странице мониторинговая группа «Активисты – не экстремисты».
Вот как распределились эти отказы по хронологии, географии и названиям выдавших их госорганов: 16-м апреля датированы ответы из управления внутренней политики по городу Астане, от заместителя акима Кокшетау и из аппарата акима Павлодара, а 17-м апреля датированы ответы из аппарата акима Караганды и из управления общественного развития города Алматы.
Темы заявленных активистами первомайских митингов были следующие:
– освободить всех политических заключённых;
– зарегистрировать партию «Алға, Қазақстан»;
– выплатить компенсацию пострадавшим от весенних паводков в размере 50 миллионов тенге каждой семье.
Ни один из акиматов-отказчиков не возразил потенциальному организатору митинга по существу какой-либо из заявленных тем или по всем трём темам сразу в том духе, что-де темы у вас какие-то не праздничные, не вписываются в понятие единства народа Казахстана и тем самым противоречат названию и концепции Первомая как государственного праздника.
Отказ в согласовании митинга в ответе заместителя акима города Кокшетау вообще не был как-либо мотивирован – после слов «вам отказано» стоит жирная точка. В ответах из аппаратов акимов Караганды и Павлодара отказ в согласовании митингов мотивирован указанием на запланированное проведение в указанных заявителями локациях в указанное ими время других культурно-массовых мероприятий. Каких-либо альтернативных вариантов проведения митинга на той же площадке, но в другое время или же на другой площадке акиматы не предложили.
В южной столице, где постановлением городского маслихата от 2020 года узаконены целых три локации для проведения мирных собраний (ранее была только одна), чиновники из управления общественного развития города Алматы повторили карагандинско-павлодарский мотив «заявленное вами место уже занято» применительно к скверу за кинотеатром «Сарыарка» и к парку имени Махатмы Ганди, зато по поводу площади Чокана Валиханова указали на другую причину: там продолжаются строительно-монтажные работы. И если в реальной занятости первых двух площадок мы сможем убедиться лишь по факту, то в реальной непригодности «Чоканки» для митингов легко убедиться – так оно и есть. Другое дело, что работы по реконструкции этой площади сами по себе безобразно затянулись.
Самый оригинальный, причём довольно путаный мотив отказа в проведении митинга выдвинут в ответе управления внутренней политики по городу Астане. Его авторы указали в качестве мотива своего отказа предоставление подателями уведомления недостоверных сведений, при этом ни словом не обмолвились о том, какие именно сведения сочли недостоверными и в чём именно состоит их недостоверность. Вместо этого чиновники-отказчики сообщают заявителям, что «специализированное место в квалрате проспектов Женис, Абая, улиц Бегельдинова и Желтоксан исключено в связи со вступлением в силу решения маслихата города Астаны от 26.12.2023».
Рассуждая логически, можно предположить, что исключение одной локации из списка специализированных мест для проведения мирных собраний наверняка подразумевает замену его каким-то равноценным местом, которое акимат по идее должен был предложить заявителям вместо указанного ими квадрата улиц, а не обвинять подателей уведомления в предоставлении недостоверных сведений.
Впрочем, мы уже давно не удивляемся самым причудливым (или же наоборот – самым тупым) отказам госорганов неблагонадёжным с их точки зрения гражданам в возможности воспользоваться своим конституционным правом на свободу мирных собраний. Декларированная же при принятии в мае 2020 года нового закона «О порядке организации и проведения мирных собраний» взамен старого закона, принятого в далёком 1995 году замена разрешительного принципа на уведомительный остаётся пустым звуком: органы власти отказывают в согласовании митингов или пикетов точно так же, как раньше отказывались санкционировать их проведение, а за проведение несогласованных акций людей преследуют точно так же, как раньше преследовали за проведение несанкционированных акций.
Свою публикацию о пяти апрельских отказах в согласовании первомайских митингов авторы мониторинга свободы мирных собраний из группы «Активисты – не экстремисты» завершают следующей статистикой: с 30 июля 2020 года по 22 апреля 2024 года зафиксировано 640 отказов на проведение мирных собраний, шествий и одиночных пикетов в 22 населённых пунктах. Из названного числа отказов 62 получены за четыре месяца 2024 года; памятуя о том, что четвёртый месяц текущего года пока что не закончился, вполне можно допустить, что это число может вырасти ещё до наступления Первомая.
P.S. Наше предположение из последнего абзаца оправдалось не просто до наступления Первомая, а уже сегодня, когда мониторинговая группа «Активисты – не экстремисты» выставила на своей ФБ-странице новую порцию отказов в проведении митингов 1 мая, которые были выданных акиматов других пяти город – Актобе, Костаная, Петропавловска, Семея и Уральска. Из пяти ответов два были датированы 16-м апреля, а три – 17-м, точно так же как пять ответов из первой порции, выданных акиматами Алматы, Астаны, Кокшетау, Караганды и Павлодара.
Во всех ответах из новой порции мотив отказа в согласовании уведомления о проведении митинга 1 мая указан один и тот же – занятость указанных в уведомлении площади или сквера культурно-спортивным мероприятием. Ни одного случая, когда бы акимат предложил гражданским активистам другое место и/или другие часы проведения митинга, не зафиксировано.
Таким образом, общее число приказов местных органов власти в согласовании митингов за первые четыре месяца 2024 года (заметим, ещё не полностью истёкшие) выросло с указанной во вчерашнем выпуске мониторинга цифры 62-х до новой цифры 72.