Основная масса пострадавших во время кровавого Кантара, как от стрельбы силовиков, так и от последующих пыток, осталась ни с чем. Только в отдельных случаях государство снизошло до выплат хоть каких-то компенсаций раненым и семьям погибших.
15 апреля в пресс-центре КМБПЧ прошёл брифинг по проблеме возмещения вреда, причинённого жизни и здоровью людей при проведении антитеррористической операции казахстанскими властями в январские дни 2022 года.
В ходе брифинга была презентована аналитическая записка о юридических и практических проблемах возмещения вреда в связи с причинением смерти или вреда здоровью гражданам и другим лицам в результате правомерных или неправомерных действий должностных лиц при проведении антитеррористической операции, а также возмещения вреда в связи с незаконными действиями органов, ведущих уголовный процесс, в том числе пытками и жестоким обращением в ходе и после так называемой антитеррористической операции в Казахстане в январе 2022 года.
Предметом анализа не являлись правовые основания и практика возмещения имущественного и морального вреда, причиненного в результате совершённых актов терроризма, массовых беспорядков и других преступлений, а также правовые основания и практика возмещения такого вреда сотрудникам правоохранительных и других государственных органов, вреда, нанесенного государственным зданиям и сооружениям, имуществу физических и юридических лиц в связи с актами терроризма, массовыми беспорядками или иными преступными действиями физических лиц. К сожалению, компенсации (и то не полностью) получили только некоторые пострадавшие, в основном же суды и Министерство финансов РК отказывали в компенсациях по различным основаниям, либо их минимизировали «в интересах государства».
На брифинге выступили руководитель ОФ «Ар.Рух.Хак» Бахытжан ТОРЕГОЖИНА, руководитель Талдыкорганского правозащитного центра Виктор ТЕН и представители некоторых потерпевших по кантаровским делам Маржан АСПАНДИЯРОВА и Ерлан КАЛИЕВ, а директор Бюро по правам человека Евгений ЖОВТИС провёл презентацию вышеупомянутой аналитической записки, фрагменты из которой мы публикуем ниже.
* * *
В ходе январских событий 2022 года, по официальным данным, погибли 238 человек. Из них лишь 19 – сотрудники силовых структур, остальные – гражданские лица. Кроме того, сотням людей был причинен тяжкий или средней тяжести вред здоровью в результате применения огнестрельного оружия и/или в результате пыток и жестокого обращения после задержания и ареста. Кроме того, некоторых задержанных подозревали в участии в массовых беспорядках, захвате государственных зданий или нападениях на сотрудников правоохранительных органов и органов национальной безопасности. По таким делам было начато несколько сот уголовных расследований, по итогам которых многие дела были прекращены в связи с отсутствием состава преступления. Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, все эти лица имеют право на возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью, имущественного вреда, в том числе в связи с незаконным задержанием и содержанием под стражей, повлекшими утрату заработка и т.д., а также морального вреда.
В 1985 году Генеральная ассамблея ООН приняла декларацию «Об основных принципах правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью», в пункте 1 которой особо отмечено, что «под термином «жертвы» понимаются лица, которым индивидуально или коллективно был причинён вред, включая телесные повреждения или моральный ущерб, эмоциональные страдания, материальный ущерб или существенное ущемление их основных прав в результате действия или бездействия, нарушающего действующие национальные уголовные законы государств-членов, включая законы, запрещающие преступное злоупотребление властью». При этом согласно пункту 2 той же декларации «то или иное лицо может считаться жертвой независимо от того, был ли установлен, арестован, предан суду или осуждён правонарушитель».
Наконец, пункт 19 вышеназванной декларации рекомендует государствам «рассмотреть вопрос о включении в национальные законы норм, запрещающих злоупотребление властью и предусматривающих средства защиты для жертв таких злоупотреблений. В число таких средств следует, в частности, включить право на реституцию и/или компенсацию и необходимую материальную, медицинскую, психологическую и социальную помощь и поддержку».
По существу в аналитической записке рассмотрены кейсы 38 человек, относящихся к нескольким категориям лиц в контексте январских событий 2022 года:
1. Погибшие в ходе январских событий случайные лица, не участвовавшие в акциях протеста.
2. Погибшие в ходе январских событий событий мирные участники акций протеста.
3. Случайные лица, не участвовавшие в акциях протеста, которым был причинен тяжкий вред здоровью.
4. Мирные участники акций протеста, которым был причинен тяжкий вред здоровью.
5. Незаконно привлеченные к уголовной ответственности, задержанные и содержавшиеся под стражей лица, в том числе подвергшиеся пыткам и жестокому обращению.
В ряде случаев одни и те же лица принадлежали к двум категориям.
Некоторые из присутствовавших на данном брифинге спикеры оказывали помощь пострадавшим как на стадии досудебного расследования, так и в ходе судебных разбирательств, с целью возмещения причинённого им вреда и/или в связи с задержанием, привлечением к уголовной ответственности, содержанием под стражей, а также в связи с пытками и жестоким обращением.
Казахстанским законодательством предусмотрено возмещение вреда, причинённого незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда (в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу, домашнего ареста, подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, незаконного помещения в психиатрическое или другое лечебное учреждение). Причём этот вред возмещается государством в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законодательными актами (ст.923 Гражданского кодекса РК). Эти основания установлены и статьями 13-14 главе 9 «Реабилитация. Возмещение вреда, причинённого незаконными действиями органа, ведущего уголовный процесс» Уголовно-процессуального кодекса РК.
Однако это относится только к тем лицам, которые привлекались к уголовной ответственности, но затем уголовное преследование в отношении них было прекращено по реабилитирующим основаниям. В этой части законодательство применялось более эффективно в части возмещения вреда в связи с незаконным привлечением к уголовной ответственности, задержанием и содержанием под стражей.
Кроме того, несмотря на то, что в ч.8 ст.14 УПК РК указано: «вред, причиненный гражданину в результате незаконного лишения свободы, содержания в условиях, опасных для жизни и здоровья, жестокого обращения с ним, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом», а в п.2 Нормативного постановления Верховного суда РК №7 от 9.07.1999 разъяснено, какие действия органов, ведущих уголовный процесс следует признавать незаконными: «применение насилия, жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение», однако в этих положениях законодательства не указаны непосредственно пытки.
Правда, пытки и основания возмещения вреда в связи с их применением указаны в Нормативном постановлении Верховного суда РК №7 от 28.12.2009 «О применении норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства по вопросам соблюдения личной свободы и неприкосновенности достоинства человека, противодействия пыткам, насилию, другим жестоким или унижающим человеческое достоинство видам обращения и наказания», однако непосредственно в главе 9 УПК пытки не указаны.
Правовые основания возмещения вреда в контексте январских событий 2022 года содержатся также и в принятом восемью годами ранее постановлении Правительства РК от 3.09.2013 «Об утверждении Правил возмещения вреда физическим и юридическим лицам, причинённого при пресечении акта терроризма правомерными действиями должностных лиц государственных органов, осуществляющих противодействие терроризму».
Согласно пункту 4 этих Правил «стоимость имущества возмещается владельцу имущества путем выплаты ему денежных средств местным исполнительным органом за счет средств, предусмотренных в резервах на неотложные затраты местных исполнительных органов, в пределах объемов, утвержденных в местных бюджетах на текущий финансовый год» и в соответствии с Правилами использования резервов.
В то же время в пункте 2 Правил определено, что «возмещение неимущественного вреда, причиненного жизни и здоровью физических лиц при пресечении акта терроризма правомерными действиями должностных лиц государственных органов, осуществляющих противодействие терроризму, производится в соответствии со статьями 937-946 Гражданского кодекса Республики Казахстан в судебном порядке с последующим возмещением вреда за счет средств резерва Правительства Республики Казахстан на исполнение обязательств по решениям судов».
Наконец, 27 января 2022 года был издан приказ министра национальной экономики РК «Об утверждении Правил возмещения имущественного вреда, причинённого субъектам малого и среднего предпринимательства в результате беспорядков в отдельных регионах в январе 2022 года». Согласно пункту 2 этих Правил «возмещение имущественного вреда, причиненного субъектам малого и среднего предпринимательства в результате беспорядков в отдельных регионах произошедших в январе 2022 года, производится путем возмещения стоимости утраченного имущества или стоимости работ на восстановление поврежденного имущества, принадлежащего указанным категориям…, за исключением имущества, застрахованного в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан о страховании и страховой деятельности и по условиям заключенного договора страхования».
В целом законодательство Республики Казахстан содержит целый ряд положений о возмещении имущественного и морального вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием), должностных лиц или лиц в официальном качестве, в том числе вреда жизни и здоровью, а также вреда, причинённого правомерными действиями должностных лиц при пресечении актов терроризма. Эти положения содержатся как в Гражданском кодексе РК и Уголовно-процессуальном кодексе РК, так и в законе «О противодействии терроризму», в различных подзаконных актах, а также в ряде нормативных постановлений Верховного суда РК.
Однако, они зачастую не согласованы между собой, не устанавливают императивно, что государство обязано возместить во всех случаях и в полном объеме имущественный и моральный вред гражданину (гражданке), если он причинён незаконными действиями (бездействием) должностных лиц государственных органов или лиц, действующих в официальном качестве, независимо от установления их вины.
Эти положения не обеспечивают жертв эффективными средствами правовой защиты, не существует единообразной правоприменительной практики по таким делам, в результате в подавляющем большинстве случаев уголовное производство, открытое по фактам причинения вреда жизни и здоровью, прекращалось из-за не установления причинителей вреда или в связи с отсутствием состава преступления. Причём прекращение уголовного производства в связи с отсутствием состава преступления не влекло за собой возмещение вреда, причиненного правомерными действиями должностных лиц по пресечению актов терроризма, раз в их действиях отсутствовал состав уголовного правонарушения.
В подавляющем большинстве случаев органы досудебного расследования объявляли материалы дел секретными и в ряде случаев даже не предоставляли потерпевшим постановления о прекращении дела, которые по закону они имеют право обжаловать. Суды зачастую не могли определиться в рамках какого производства – уголовного или гражданского – рассматривать вопросы возмещения вреда, как применять законодательство о возмещении вреда, причиненного правомерными действиями должностных лиц при пресечении актов терроризма. Суды апелляционных инстанций обычно полностью повторяли «отказные» решения судов первой инстанции, делая апелляционное обжалование совершенно формальным и неэффективным.
Аналитическая записка завершается следующими рекомендациями, адресованными высшим органам государственной власти:
1. В законодательстве должно быть закреплено и неукоснительно соблюдаться на практике положение о том, что государство обязано возместить во всех случаях и в полном объеме имущественный и моральный вред гражданину (гражданке), если он причинен незаконными действиями (бездействием) должностных лиц государственных органов или лиц, действующих в официальном качестве, независимо от установления их вины. У государства есть возможность последующего установления виновных и взыскания с них сумм, выплаченных в возмещение вреда. Но это не должно быть проблемой гражданина. Кроме того, как следует из Правил возмещения вреда при пресечении актов терроризма, эти действия могут быть и правомерными, но и в этом случае предусмотрено возмещения вреда пострадавшим от таких действий.
2. Пытки и жестокое обращение должны рассматриваться как незаконные действия органов, ведущих уголовный процесс, а причиненный вред должен возмещаться в полном объеме, независимо от установления виновных лиц.
3. Прекращение уголовного производства по фактам причинения вреда жизни и здоровью в связи с пресечением актов терроризма, должно рассматриваться как признание таких действий правомерными и влечь за собой возмещение причиненного вреда в полном объеме.
4. Моральный вред, причинённый в связи с незаконным привлечением к уголовной ответственности лица посмертно, должен возмещаться так же, как это указано в п.4 Нормативного постановления Верховного суда Республики Казахстан от 18 декабря 1992 г. №6 «О применении в судебной практике законодательства о защите чести, достоинства и деловой репутации физических и юридических лиц». Данная проблема отмечена в п.4 Нормативного постановления Конституционного суда РК от 6.10.2023 «О рассмотрении на соответствие Конституции РК пункта 2 статьи 951 Гражданского кодекса РК (Особенная часть) от 1.07.1999 и пункта 9 Нормативного постановления Верховного суда РК № 7 от от 27.11.2015 «О применении судами законодательства о возмещении морального вреда».
5. Для формирования единообразной практики в отношении возмещения вреда жизни и здоровью в результате незаконных действий государственных органов и их должностных лиц необходимо пересмотреть Нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан №7 «О практике применения законодательства по возмещению вреда, причиненного незаконными действиями органов, ведущих уголовный процесс» от 9 июля 1999 года, включив в него применение законодательства по возмещению вреда, прежде всего, вреда жизни и здоровью, причиненного незаконными действиями государственных органов и должностных лиц при противодействии терроризму, борьбе с преступностью и обеспечении общественного порядка.