Еще 26 марта в Астане был задержан очередной каракалпакский активист, 32-летний Расул Жуманиязов. Об этом информирует каракалпакский информационный центр «Shiraq-2014».
По сообщению инфо-центра, находящемуся в Казахстане с 2021 года Жуманиязову поступали звонки из Службы национальной безопасности Узбекистана с требованием вернуться в республику. Об этом Расул поставил в известность лидера демократический партии в изгнании «Алга Каракалпакстан» Амана Сагидуллаева, чьим членом, по информации инфо-центра, с 2014 года является Жуманиязов.
Очевидно, что молодого человека могли задержать по настоянию узбекской стороны, открывшей охоту на каракалпакских активистов, находящихся в Казахстане. Пока неизвестно, какие обвинения стали основанием для преследования Жуманиязова.
Казахстанское международное бюро по правам человека, как и в предыдущих случаях арестов в Казахстане каракалпакских общественных деятелей и блогеров подключается к ситуации.
В настоящее время по запросу узбекской стороны за решеткой в Алматы находится правозащитник Акылбек Муратов, которому вынесен экстрадиционный арест до одного года. Ранее еще пятеро сторонников независимости Каракалпакстана провели по году в следственных изоляторах по требованию узбекских силовиков, однако в настоящее время находятся на свободе. Один из них – Кошкарбай Торемуратов смог выехать в Европу.
Международные правозащитные организации и представительства ООН требуют от Узбекистана прекратить преследования каракалпакских общественных деятелей, а от властей Казахстана их освобождения.
В июле 2022 года в Каракалпакстане народ вышел на массовый протест после попытки Ташкента лишить республику возможности объявления независимости. Несмотря на кровавое подавление выступлений, президент Мирзиёев вынужден был отказался от инициативы, связанной с Каракалпакстаном. Сейчас суверенная республика имеет неопределенный статус: договор о ее вхождении в состав Узбекистана, подписанный в 1993 на 20-лет, завершился. Теперь де-юре граждане Каракалпакстана имеют полное право самим решить свою судьбу через референдум, чего на самом деле боится Ташкент. Так что преследования каракалпакских активистов – это не только месть за поражение в попытке изменить конституцию в этой части, но и предупреждение возможного развития событий не в пользу Узбекистана.