Ни одной протестной акции в дни празднования Наурыз мейрама не было, но задержания и административные аресты политических активистов шли своим чередом. У казахстанских полицейских и судей уже давно вошло в практику расширительное применение «митинговой» статьи Административного кодекса.
В этом году основные дни весеннего праздника Наурыз мейрам 21-22 марта приглись на четверг и пятницу, а последовавшие за ними обычные субботне-воскресные выходные 23-24 марта, а понедельник 25.03 оказался третьим праздничным днём Наурыза, предусмотренным в законе о государственных и национальных праздниках, в результате чего у работающих казахстанцев образовались пятидневные весенние каникулы. После их завершения в первый послепраздничный рабочий день 26.03 члены правозащитной мониторинговой группы «Активисты – не экстремисты» подвели итоги политического Наурыза-2024.
Авторы мониторинга напомнили о том, что ещё в первой половине марта активисты находящейся в процессе государственной регистрации оппозиционной партии «Алға Қазақстан» и других общественных организаций в 11 городах страны подали в местные акиматы уведомления о своём намерении провести 21, 22 или 23 марта мирные уличные акции в местах, специально отведённых постановлениями городских маслихатов для провдеения таковых акций. К началу каникул во всех 11 городах местные власти отказались согласовать эти уведомления, то есть наложили запрет на проведения любых политических собраний.
Однако властям предержащим показалось мало одних запретов: вслед за отказами в согласовании уведомлений или параллельно им начались превентивные задержания и аресты политических активных граждан, которые могли бы выйти на несогласованные акции протеста. Составители мониторинга насчитали в эти дни 11 случаев превентивных политических преследований в четырёх городах. Из этого числа в двух городах было произведено 9 административных арестов п статье 488 КоАП РК (нарушение порядка проведения мирных собраний) на срок от 5 до 20 суток, а в двух других городах задержания обошлись без арестов.
Непосредственно в главные праздничные дни 21 и 22 марта в 10 городах Казахстана отмечено 12 случаев политических преследований включая 4 административных ареста на срок от 7-ми до 15 суток, два задержания без арестов и случаев демонстративной слежки за активистами.
Комментируя собранные нашими коллегами-мониторами факты превентивных задержаний и арестов, приходится констатировать повсеместное укоренение порочной практики расширительно применения 488-й «митинговой» статьи Административного кодекса, при котором правоприменители выдают за нарушения порядка проведения мирных собраний выдают одно лишь намерение провести таковое собрание и карают за это намерение как за реально прошедшее собрание. Такая практика явно противоречит национальному законодательству, а тем более международным обязательствам Казахстана.