ПРЕЗИДЕНТУ КАЗАХСТАНА ТОКАЕВУ К. К.
ПРЕДСЕДАТЕЛЮ МАЖИЛИСА ПАРЛАМЕНТА КАЗАХСТАНА КОШАНОВУ Е.Ж.
АКИМУ г.АЛМАТЫ ДОСАЕВУ Е.А. – для сведения.
г.Алматы, 27 февраля 2024 года.
Господин Президент!
Формирование нового состава Правительства сопровождалось громкими декларациями, высокопарными и торжественными обещаниями, красочной характеристикой и хвалебными одами. То есть, как всегда – помпезно и пышно! Но знакомя общество с биографией премьер-министра Бектанова О., вы не упомянули о том, что он является зятем г-на Джаксыбекова А. – крупного олигарха, а главное – ближайшего соратника Назарбаева Н.А., о чем нас известила газета «Дат» от 8.02.24 г. в статье «Золотые зятья Казахстана» (прил.). Но ведь это уже было, Касым-Жомарт Кемелевич, было! Что такое «золотые зятья», знаем из истории страны Назарбаевского периода . Так, неужели эпопея с этими зятьями и с их Гогами продолжится?
Автор статьи Молдасанов А. задается вполне логичными вопросами, которые тревожат и нас: «Что если за назначением Бектанова О. на должность премьер-министра стоит «Старый Казахстан»? Журналист обеспокоен: «Вряд ли Джаксыбеков А. откажет в чем-то Назарбаеву Н.А., как и Бектанов О. – Джаксыбекову А.? Значит ли это, что над Президентом Токаевым К.К. нависла угроза – покажет время». Выходит, что угроза нависла и над нами?
Сомнения в объективности премьер-министра Бектанова О. возникли у нас также еще и от того, что теперь Комиссию по возврату незаконно приобретенных активов возглавит новый Глава Правительства, который сможет регулировать, чьи деньги подлежат возврату, а чьи не подлежат. Но ведь уровень доверия народа к власти и без того крайне низок? Итогом семимесячной работы Закона РК по возврату незаконно приобретенных активов является 1 триллион тенге. Однако из сведений СМИ следует, что у племянника Назарбаева Н.А. Сатыбалды К. конфисковано 850 млрд. тенге, у свата Боранбаева К. – 100 млрд. тенге, т.е. в общей сумме 950 млрд. тенге – почти 1 триллион. Невольно возник вопрос: не эти ли деньги фигурируют в отчетах Комиссии? В таком случае выходит, что других возвратов не было? Или мы ошибаемся? Тогда публично укажите фамилии и суммы денег раскулаченных олигархов! А для того, чтобы обезопасить нашу страну от грабежа в дальнейшем и у властвующего клана не было лазейки для укрытия активов родственников и сподвижников, опубликуйте списки лиц, которые находятся в разработке Комиссии: есть ли среди них Назарбаевы, Кулибаевы, Утемуратовы, Джаксыбековы, Мамины, Байбеки и другие коррупционеры? И только тогда у народа появится маленький лучик доверия в объективность Правительства!
Кроме того, сомнения вызваны еще и тем, что состав кабмина остался почти прежним, кроме четырех министров. Но ведь отставка Правительства подразумевает его неудовлетворительную работу? «Министры и акимы, если захотят, могут оперативно решать эти проблемы, но, видимо не хотят» – сказали вы на заседании. Верно! А за какие тогда заслуги вы оставили на прежних должностях недобросовестных членов Правительства?
Господин Президент!
Вы, как дипломат высшего ранга, наверно крепко-накрепко усвоили, что Международные обязательства нужно неукоснительно выполнять? Почему тогда не обеспечиваете наши права на достойный уровень жизни, предусмотренный Международным договором, что мы требуем от вас лично в течение 5-ти лет? Позвольте напомнить, что в нашей стране издан Закон «О Международных договорах РК» от 30 мая 2005 года, где в ст.20 п.5 указана обязанность МИД страны осуществлять общее наблюдение и контроль за выполнением Международных договоров. Дополнительно в ст.20 п.4 указано, что государственные органы должны обеспечивать выполнение обязательств в рамках своей компетенции. А в составе Правительства находятся два заместителя Премьер-министра, от которых зависит выполнение требуемых нами обязательств по обеспечению достойным уровнем жизни – это Дуйсенова Т., ответственная за социальный блок страны и Нуртлеу М. – ответственный за работу МИД РК по соблюдению Международных обязательств. Значит, они должны помочь вам в выполнении этих договоров?
Однако все государственные органы, включая МИД страны, игнорируют вышеуказанный Закон: Министерство труда и соц.защиты со своими региональными службами унижают нас оскорбительными подачками к пенсиям, которые они громогласно обзывают индексацией, а Министерство иностранных дел не контролирует соблюдение ими Закона! Как тогда расценить бездействие двух заместителей Премьер-министра в этом вопросе?
Руководствуясь Международным Пактом об экономических, социальных и культурных правах и Всеобщей Декларацией прав человека, мы требуем от вас, руководителя страны, обеспечить нас достойным уровнем жизни, на что вице-министр труда и соц.защиты Сарбасов А. в ответе от 31.01.24 г. заявил, что «механизм ежегодного повышения пенсионных выплат соответствует Концепции, утвержденной Указом Президента РК от 18 июня 2014 года № 841, и бюджетному законодательству». Он лукавит или действительно не понимает, что этот механизм противоречит Международным нормам, на которые мы ссылаемся, ведь индексируемые ими подачки в размере 5-10 тысяч тенге не устанавливают баланс в обеспечении нас достойным размером доходов, которые должны перекрыть все расходы, что предусмотрено в Пакте?
Приведенное сопоставление свидетельствует о правовой неграмотности чиновников: мы ссылаемся на Международные нормы, а ваш клан – на Казахстанское законодательство! Получается, что мы, рядовые граждане, проявляем большее уважение к Международным обязательствам Казахстана, чем вся верховная власть, которая игнорирует Конституцию РК, установившую приоритет Международных договоров? А это ваш клан, Касым-Жомарт Кемелевич! Поэтому мы, вправе заявить, что ваше ведение дипломатии в стиле ООН, когда риторика и преувеличение стали стандартными приемами, доверия к вам и Правительству не добавляет!
Но мы продолжаем тешить себя надеждой о том, что вдруг вы наконец вспомните о своем обещании, данном народу в первые дни вашего президентства в 2019 году. Тогда вы заявили, и как нам показалось с глубокой горечью, что «разрыв между гражданами с высоким и низким уровнем доходов является самой острой несправедливостью и его непременное искоренение будет для вас первой целью среди десяти обозначенных в то время приоритетных задач». Но похоже, что это обещание вы забыли и разрывать цепи дискриминации не намерены? К сожалению, вынуждены отметить, что этот разрыв теперь углубился не только в доходах казахстанцев, но и в их жизнедеятельности: казахстанское общество разорвано на два непримиримых, и даже враждебных, лагеря – нет единства и взаимопонимания между правящим режимом и простым народом, который воспринимает чиновников высшего эшелона власти как казнокрадов, болтунов и хапуг! Каждая из этих двух сторон общества будто живут в разных параллелях и имеют разные цели. Пафосные декларации власти и ее клана диаметрально противоположны отчаянному голосу народа, измученного бесправием и безысходностью.
Господин Президент!
Как сообщил вице-министр Сарбасов А., уровень инфляции на 2024 год предусмотрен в коридоре 6-8%. Не понимаем, ведь в 2023 году инфляция составляла 21%? Как она могла снизиться, если цены и тарифы наоборот возросли? Также занижен размер прожиточного минимума, в зависимости от которого рассчитывается размер пенсий, зарплат и МРП! Значит, занижены и они? А о заниженности размера прожиточного минимума мы судим по ее второй части – непродовольственной, куда входят расходы на все нужды для проживания, кроме продуктов – т.е. на лечение, медикаменты, на коммунальные и жилищные услуги, на одежду, на хозяйственные нужды, на ремонт и всё остальное. Абсурд же в том, что на все эти расходы предусмотрено всего около 25 тысяч тенге! Представляете ничтожность такой суммы?! Неужели чиновники и депутаты не знают, что на лечение и покупку лекарств рядовые пенсионеры расходуют половину пенсии, зачастую и всю, а цены и тарифы только растут?
В предыдущем обращении мы излагали эти вопросы, но в Министерстве предпочли не отвечать на них. В таком случае, просим обязать заместителя Премьер-министра Дуйсенову Т. предоставить нам раскладку этой суммы – т.е. сколько заложено в расходы:
– на лекарства и медицинские услуги?
– на коммунальные услуги и оплату в ПКСК за содержание жилья?
– на одежду, вещи первой необходимости и все остальные нужды?
Кроме того, не понимаем, почему в расчете на непродовольственную часть прожиточного минимума используются не реальные расходы, а некая фиксированная доля в размере 45%?
Как следует из ответов чиновников, эта непродовольственная часть прожиточного минимума рассчитывается путем деления стоимости продовольственной корзины на долю продовольственных товаров в ВМП и увеличения на фиксированную долю расходов на минимально необходимые непродовольственные товары и услуги (с января 2018 года составляет 45%). Замысловатый расчет, который требует следующего уточнения:
– почему применяется фиксированная доля, а не реальные расходы?
– что это такое – фиксированная доля?
– кем она фиксируется?
– на каком основании фиксируется?
– как определяется доля этого фиксирования?
– почему с января 2018 года эта доля не пересматривалась, ведь за 6 лет стоимость корзины
увеличилась в два раза, значит и доля должна была вырасти?
– как расходы на лекарства, лечение, коммунальные и жилищные услуги, а также на все
остальные нужды могут зависеть от стоимости продуктов? Какая связь между ними?
В ответе вице-министр Сарбасов А. заявил, что величина прожиточного минимума соответствует мировым стандартам! Ничего себе: заявочка сногшибательная! В скромности нашим чиновникам не откажешь! Он видимо не учел, что по мировым стандартам расход на 1 человека в сумме 5 долларов в день – это уровень нищеты? А у нас с учетом прожиточного минимума в размере 50 тысяч тенге в месяц выходит 3 доллара в день – т.е. даже ниже мирового уровня нищеты!
Господин Президент!
Похоже, забыты уроки Кантара, спровоцированного повышением цены на газ? Видимо, наша власть забыла и о кровавой бойне, произошедшей 15 лет назад в Кыргызстане из-за повышения коммунальных тарифов, в результате которого был свергнут Президент Бакиев, позорно бежавший за границу и потерявший Родину! Кроме того, наша власть, видимо, также забыла события 7 ноября 2018 года, когда на заседании Совета Безопасности бывший Президент Назарбаев Н.А. ознакомил общественность с итогами расследования Генеральной Прокуратуры, установившей завышенность коммунальных тарифов на электроэнергию, отопление, воду, газ в 2 раза и потребовал прекратить грабить народ незаконными поборами. На этом заседании было вынесено решение обязать все коммунальные службы Казахстана незамедлительно снизить тарифы соответственно в 2 раза. Тогда бурно заработала государственная пропаганда, были задействованы все службы, вовлекли правящую партию, депутатов, которые встали на борьбу с незаконными поборами. Но прошло всего 5 лет, как риторика и интересы чиновничьего аппарата резко изменились. Министр нац.экономики объявил, что тарифы повышены на 20-30% и будут повышаться в дальнейшем. Также бурно проводятся пресс-конференции, на которых теперь ретивые чиновники бьются уже за интересы хозяев коммунальных объектов! Как это расценить: может это саботаж элиты?
Неужели 3 вышеуказанные факта не убедили нашу правящую власть в том, насколько опасны объявленные ею меры, неужели она не поняла, что повышение коммунальных тарифов является вопросом безопасности страны, ведь не зря 5 лет назад он решался не где-нибудь в кулуарах, как это делают сейчас инициаторы роста тарифов, а решался на заседании такого ответственного органа страны, как Совет Безопасности?! И причем решался не по наводке заинтересованных лиц – хозяев этих объектов и поддерживающих их меркантильные интересы чиновников, а решался на основании официального заключения надзорного органа страны!
Не понимаем, почему сейчас молчит Генеральный Прокурор Асылов Б., ведомство которого устанавливала завышенность тарифов? Почему он не защищает заключение Прокуратуры, которое не было отменено, а значит имеет законную силу? Не понимаем, почему допускается принижение роли Совета Безопасности и Генеральной Прокуратуры? Как же народ будет уважать достоинство этих органов при таком непочтительном отношении к ним со стороны самой власти?
Действия Правительства вызвали в народе возмущение! Но чиновники успокаивают казахстанцев обещанием компенсировать расходы социальной помощью. Слышали мы такие байки, Касым-Жомарт Кемелевич, слышали! И не только слышали, а испытали полгода назад, когда в июле 2023 года в качестве компенсации за повышение коммунальных тарифов людям выделили социальную помощь в размере… – 1725 тенге! Унизительная подачка! Но как мы вам писали, выделили ее не бескорыстно, а за информацию о финансовом положении всех членов семьи. Потому помощь досталась только тем, кто согласился на сделку с властью, хотя пострадали все! Сейчас размер этой подачки увеличили… аж на 300 тенге! Опять кинули милостыню, а заключения о правомерности не дали. Ничтожный размер этих подачек чиновники Астаны оправдали тем, что эти деньги выделены из местного бюджета. Тупость какая-то!
Деньги из местного бюджета по другому пахнут, что ли? Какая нам разница от того, из какого государственного кармана они будут выделены – из Республиканского бюджета или местного?
Господин Президент!
Самым циничным решением прежнего руководства страны считаем приватизацию медицинских учреждений и аптек! С древних времен фундаментальной основой медицины были ее высокие принципы, закрепленные клятвой Гиппократа – это священный долг врачей, милосердие, их бескорыстная помощь страдающим больным. А сейчас мы видим искажение такой высокой идеологии: эта сфера напоминает торговые центры, где товаром являются платные медицинские услуги. Платные клиники так основательно укрепились в этой торговой стезе, что представить свою деятельность врача без материальной подпитки уже не могут. Особенно это касается фармацевтики. А мы, Касым-Жомарт Кемелевич, считаем, что в системе здравоохранения не будет правового порядка до тех пор, пока государство не возьмет управление и контроль над медициной в свои руки. Но, вы, также как ваш предшественник, ратуете за сокращение государственного участия в экономике, мотивируя это курсом на свободу и проповедуете государственно-частное партнерство. Да, в некоторых отраслях этот метод эффективен, но, по нашему убеждению, религиозные, медицинские, социальные и стратегические объекты, должны принадлежать народу.
В качестве доказательства о несовершенстве такого партнерства приводим пример работы частного института глазных болезней, который только проводит операции: по порталу – бесплатно, но в случае негативных последствий ответственность не несет. Неужели так указано в договоре? А кто тогда поможет этим мученикам? Да, безусловно, в институте окажут помощь, но опять же за деньги, что не каждому по карману, ведь предоперационные обследования они уже оплатили по достаточно высоким тарифам института. Кроме того, считаем такое правило несправедливым: почему негативные последствия операций должны возмещать пострадавшие пациенты?!
Господин Президент!
С высоких трибун правящая элита напыщенно вещает о «развитии креативной экономики, креативной индустрии, передовых технологий, цифровизации»! Громогласно заявляет об «искусственном интеллекте»! И будто не видит рядом убогость трущоб, нищету простых казахстанцев, разруху промышленности и сельского хозяйства? Вот она, пропасть между властью и простым народом: миф, утопия, иллюзии – с одной стороны и горькая правда – с другой! «Хватит строить воздушные замки!» – потребовали вы когда-то от клана. Однако «воздушные замки» продолжают строиться! Так, восстановите вначале прежнюю, обычную экономику без прикрас и без огромного внешнего долга, восстановите былую производственную мощь заводов, фабрик и сельского хозяйства! Неужели забыли, что низкое состояние цифровизации и интернета наглядно продемонстрировал СОVID? Роботов же нам напоминают чиновники, которые как запрограммированные автоматы, талдычат одинаковые высокопарные речи, далекие от реалий Казахстанской действительности. Потому у нас невольно возникло предположение, что власть надумала выполнить мистическую программу Назарбаева Н.А. «Стратегия – 2050». Или не так?
Касым-Жомарт Кемелевич!
Пожалуйста, обяжите свою Администрацию рассмотреть настоящее обращение по существу и предоставить нам ответ в бумажном варианте. А наше требование, как всегда, неизменно:
Выполните Международные обязательства по обеспечению нас достойным уровнем жизни, указанным в ст.11 п.1 Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах, а также в ст.25 п.1 Всеобщей Декларации прав человека.
Настоящее обращение отправлено на сайты и заказными письмами Президенту РК, председателю Мажилиса Парламента, а также акиму г.Алматы. Адрес для ответа: г.Алматы 050031, мкр.Аксай-2, д. 29, кв.72 Амирбековой Р.Б. сот.87054827844.