Дана команда: не пущать!

02.02.2024

В первый день февраля члены оргкомитета феминистского марша в честь Международного женского дня рассказали о своей борьбе с чиновниками из акимата Алматы за право публично заявить в этот день о проблемах с равноправием и безопасностью женщин в Казахстане. 

на прошедшей 1 февраля в Казахстанском пресс-клубе пресс-конференции активистки республиканской общественной организации «Феминита» Жанар Секербаева и Молдир Албан, а также правозащитница Любовь Воронцова и Татьяна Чернобиль рассказали о проблемах с согласованием феминистского марша или митинга против семейно-бытового насилия под лозунгом «За безопасность казахстанских женщин», который они хотели бы провести в Международный женский день.

Заблаговременно подав соответствующую заявку в акимат Алматы, активистки получили отказ, который обжаловали в судебном порядке, а после того, как суд первой инстанции не усмотрел в действиях акимата нарушений закона, подали апелляцию, однако суд второй инстанции оставил это решение в силе. Сейчас феминистки подали новую заявку, а в случае нового отказа намерены одновременно обжаловать её в суде и подавать третью заяку, благо до Восьмого марта ещё не так уж близко – в запасе ещё два двухнедельных срока с гаком.

Особое возмущение феминисток и правозащитниц вызывают мотив отказа в согласовании заявленного ими мирного собрания, каковых мотивом чиновники из акимата выставили два: во-первых, все три площадки, специально выделенные постановлением маслихата Алматы для проведения митингов, уже заняты праздничными мероприятиями районных акиматов; во-вторых – и это самое пикантное – чиновники ссылаются на некую практику, которая якобы показывает, что «проведение мирных собраний на заявленную тему может угрожать общественному порядку».

Указания на занятость митинговых площадок – вещь совершенно банальна для абсолютного большинства случаев обращения хоть сколько-нибудь оппозиционных (или воспринимаемых властями в качестве таковых) активистов за требуемым по закону согласованием митингов. К тому же не раз и два в таких случаях было зафиксировано постфактум, что никаких таких альтернативных мероприятий в указанных местах не проводилось. А вот формулировка насчёт угрозы общественному порядку от заявленной организаторами темы собрания представляется нам весьма пикантной хотя бы уже в сочетании с этой самой темой: общественному порядку в южной столице Казахстан якобы угрожает тема безопасности женщин в Казахстане.

Впрочем, акиматовские отказчики могли бы сформулировать причину отказа ещё круче, если бы сослались на угрозу национальной безопасности Казахстана, чтобы порадовать ценителей бюрократических изысков роскошным смысловым колечком из двух безопасностей, кусающих друг друга за хвост подобно змее, кусающей саму себя. Однако в любом случае – хоть с гипотетической ссылкой на угрозу национальной безопасности, хоть с реально выставленной акиматовцами ссылкой на угрозу общественному порядку приходится констатировать тот факт, что наши власти в очередной раз спутали собственную безопасность (или даже не её, а собственное спокойствие) с государственной, подобно близкому им по занимаемой должности персонажу известной советской кинокомедии, которого призывали не путать собственную шерсть с государственной.

Следует отметить, что на протяжении последних четырёх лет попытки алматинских феминисток отмечать Международный день маршами или митингами хоть и встречали противодействие местных властей, но всё же оказывались успешными. Давайте вспомним их в хронологической последовательности:

● в марте 2020 года (за неделю до объявления режима ЧС по ковиду!) небольшой группке феминисток удалось пройти с плакатами по пешеходному отрезку улицы Жибек жолы (алматинскому Арбату), хотя бы и с последующим штрафованием за нарушение закона о порядке проведения мирных собраний;

● в марте 2021 года (в разгар ковидных ограничений!) феминисткам удалось согласовать с акиматом проведение марша от парка Ганди по улице Шевченко до площади Валиханова – и представьте себе, никакой нарушений общественного порядка при этом не наблюдалось, и даже люди из выходящих на эту улицу окон жилых домов выкрикивали вслед проходившим мимо них участницам и участникам марша отнюдь не проклятия и насмешки, а вполне себе позитивные восклицания;

● в марте 2022 года (через два месяца после Кантара и через десять дней после начала агрессивной войны России против Украины!) был согласован и успешно прошёл феминистский митинг на площади Валиханова, ставший ещё и антивоенным благодаря плакатам «Женщины во главе государств не начинают войн! И «Бить женщину нельзя, даже если она Марго Симоньян!»

● в марте 2023 года был согласован и прошёл феминистский митинг в парке Ганди, на котором было одно-единственное нарушение общественное порядка – правда, очень мелкое: несколько несовершеннолетних оболтусов ни, едва ли даже вникавших в содержание доносившихся с трибуны речей, в какой-то момент начали кидать снежками в стоявших на трибуне ораторов (ораторок). Неужели именно этот копеечный (тийынковый – если кто-то помнит название давно исчезнувшей из обихода мелкой разменной монетки) инцидент имели в виду акиматовские чиновники, отказывая в январе 2024-го в согласовании феминистского митинга под предлогом угрозы общественному порядку со стороны заявленной организаторами темы?

Не будучи феминистом, но будучи журналистом-обозревателем, чей фирменный жанр предполагает кроме всего прочего также и сопоставления чего угодно с чем угодно, выскажу несколько стёбную (хотя кто его знает – может и не такую уж стёбную в наше странное время) гипотезу, основанную на сопоставлении казахстанской и российской запретительных практик. Как известно, 19 января Верховный суд РФ вынес решение о запрете на территории России никогда не существовавшего международного движения ЛГБТ. В своём постановлении верховные запрещалкины отдельным пунктом запретили использование эти движением слов с феминитивами вроде «членка», «авторка» или «ораторка» (интересно, активистка тоже попала под запрет?)

Моя же стёбная или не очень стёбная гипотеза такова: не распространяют ли наши казахстанские запрещалкины, что понятие «на территории России» на территорию Казахстана? Поскольку наша страна, в отличие от соседней, не находится в состоянии холодной войны с «коллективным Западом», то запрещать вслед за старшими коллегами международное ЛГБТ-движение наши как-то не с руки, но можно запретить проведение марша местных  феминисток, активно использующих пресловутые феминитивы.

Эту свою гипотезу я высказал в форме вопроса участницам сегодняшней пресс-конференции, в ответ на что Жанар Секербаева не очень уверенно возразила, что-де едва ли наши чиновники так уж буквально следуют московским трендам – у нас всё-таки разные страны с разными законами. Я тоже хотел бы так думать, но о и дело что-нибудь мешает – например, бесчисленные отказы того же акимата Алматы согласовывать заявки на проведение митингов солидарности с народом Украины после одного-единственного согласованного митинга в парке «Сарыарка» 6 марта 2022 года – за два дня до согласованного митинга феминисток.

Впрочем, у акиматовских чиновников с алматинской Новой площади есть ещё целый месяц для того, чтобы с треском опровергнуть мою гипотезу об их политической (отнюдь не сексуальной!) ориентации на «старших братьев» с московской Старой площади. А сделать это можно очень простым способом согласовать феминистский марш или митинг, а лучше то и другое в одном пакете на Международный женский день високосного 2024 года.