На этой неделе в Алматы проходили один за другим три одиночных пикета с правозащитной повесткой. Один пикетчик выходил на площадь 9 января, другой выходил к парадному подъезду городского суда 10 и 11 января.
9 января гражданский активист Мурат Нурланов вышел на площадь Абая к памятнику Абаю Кунанбаеву с требованием освободить политических заключённых Марата Жыланбаева, Айгерим Тлеужан и Думана Мухаметкарима. Первые двое были осуждены в прошедшем году на большие сроки лишения свободы, а последний был в прошлом году помещён в СИЗО и сейчас ожидает начала судебного процесса. Пикет Мурата Нурланова был согласован с акиматом Алматы в соответствии с действующим законом о мирных собраниях.
10 и 11 января гражданский активист Нурали Айтеленов два раза подряд выходит к парадному подъезду Алматинского городского суда с требованием остановить преследование известного адвоката Гульнары Жуаспаевой, которую сейчас пытаются лишить адвокатской лицензии. По мнению Айтеленова, власти пытаются отомстить адвокату за то, что она выступает против засекречивания судебных дел по Кантару.
– Гульнара Жуаспаева защищала меня в 2021 и 2022 годах на процессах в районном и городском судах, когда против меня возбуждали уголовное дело по заявлению руководства Департамента полиции Алматы. Тогда меня пытались посадить в тюрьму за посты с критическими отзывами о нарушениях закона полицейскими, но благодаря умелой и добросовестной адвокатской работе Гульнары Жуаспаевой дело против меня было прекращено, – рассказывает Нурали Айтеленов.
В конце декабря прошедшего года он узнал о том, что в Алматинскую коллегию адвокатов поступили материалы на лишение Гульнары Жуаспаеву адвокатской лицензии, основанные на обвинениях её в разглашении содержания приговора, вынесенного группе полицейских, осуждённых за пытки задержанных в дни Кантара. На процессе судья огласил только резолютивную часть приговора – кому из осуждённых какое наказание назначил, а описательную часть приговора про то, кого и как пытали бывшие полицейские, судья засекретил, против чего активно выступала Жуаспаева, представлявшая на суде интересы потерпевших.
– Узнав о том, что Гульнару Жуаспаеву собираются лишить адвокатской лицензии, я тут же подал в акимат заявление о намерении провести у городского суда пикет в её защиту, а потом терпеливо ждал две недели (максимальный срок по действующему сейчас закону о митингах) ответа на своё заявление, хотя мне не терпелось выйти на пикет в первый же день, как только узнал о наезде на независимого адвоката. Однако Гульнара всегда наставляла меня действовать строго в рамках закона, каковому принципу она суме неукоснительно следует, когда защищает политически преследуемых и жертв произвола властей – говорит Нурали Айтеленов.
Вопрос согласования с акиматами одиночных и групповых пикетов, не говоря уже о массовых митингах, стоит в Казахстане очень остро. Несмотря на принятие в 2020 году нового закона о мирных собраниях взамен старого, который действовал с 1995 года и имел репутацию драконовского, в то врем как новый закон активно рекламировался как либеральный, получить требуемое согласование гражданским активистам крайне затруднительно. Свежайший пример тому – выданный 8 января акиматом Караганды пенсионерке и инвалиду первой группы Наталье Павловой отказ в согласовании одиночного пикета у городского суда на тему несправедливого судебного решения и бездействия полиции по жилищному спору.
На фоне карагандинского запрета на проведение пикета по сугубо личному и ни разу не политическому поводу алматинское согласование сразу двух пикетов по весьма политизированной и одновременно правозащитной повестке выглядит настоящим чудом и верхом либерализма. Здесь напрашивается сравнение с казахстанско-российским и казахстанско-украинским сюжетом 2022 и 2023 годов, когда в самом начале войны России против Украины алматинские власти разрешили проведение одного антивоенного митинга 5 марта 2022 года, а затем на протяжении года и девяти месяцев акиматы Алматы, Астаны и других городов не согласовали ни одного из более чем 70-ти заявлений активистов на проведение акций солидарности с народом Украины.
В истории с 70-ю отказами можно усмотреть следование местных властей некоей единой установке из Акорды не сердить лишний раз Москву. Однако соображения высокой внешней политики едва ли применимы к отказам акиматов согласовывать любые акции протеста по внутриказахстанским и даже сугубо локальным темам. Если же уто-то из активистов пытается воспользоваться своим конституционным правом на свободу выражения напрямую, то есть без подачи заявки в акимат и двухнедельного ожидания ответа, то за таким выходом обычно следует задержание и административный арест за нарушение установленного порядка проведение мирных собраний.
Один из недавних примеров тому – аресты на 10 и 15 суток шестерых активистов молодёжного движения «Oyan, Qazaqstan!» после их выхода к монументу Независимости на алматинской площади Республики в празднично-поминальный день 16 декабря с плакатами на тему исторической триады «Желтоксан – Жанозен – Кантар». За эту акцию получили административные аресты сначала Равкат Мухтаров, Бота Шарипжан и Жанель Шахан, а затем Акмарал Джакибаева, Темирлан Енсебек и Айсултан Кудайберген. На постановления межрайонного суда по административным правонарушениям были поданы апелляционные жалобы, но Алматинский городской суд оставил постановления об арестах силе.
Отметим в этом плане такое красноречивое наложение событий и дат: двое из названных выше активистов, а именно Равкат Мухтаров и Бота Шарипжан после отбытия административного ареста вышли из алматинского спецприёмника аккурат 9 января, то есть в тот самый день, когда Марат Нурланов проводил согласованный пикет за освобождение всех политзаключённых.
И вот ещё одно сопоставление, на этот раз с переходом в благое пожелание. Поскольку арест шестерых активистов после Дня независимости венчал собою уходящий 2023 год, а согласованные пикеты Мурата Нурланова и Нурали Айтеленова открыли собою наступивший 2024 год, нам как правозащитникам-легистам хотелось бы высказать пожелание, чтобы в новом году казахстанские власти дозрели наконец до понимания ценности свободы мирных собраний как таковых и перестали отказывать гражданам в согласовании таковых акций, а также задерживать и арестовывать тех пикетчиков и флешмоберов, которые выступил даже и без такого согласования, если только проведённая акция была действительно мирной и не причинила какого-либо реального ущерба.
Первые протестные акции наступившего года
11.01.2024