CIVICUS Monitor выпустил ежегодный глобальный отчет People Power Under Attack (PPUA) 2023 / Власть народа под атакой 2023, в котором представлен обзор тенденций, влияющих на пространство гражданского общества во всем мире в 2023 году. В отчете использованы данные, полученные от партнеров по исследованию CIVICUS Monitor, в том числе данные по пяти странам Центральной Азии, подготовленные Международным партнерством по правам человека (IPHR) и его партнерами из этого региона.
В 2023 году PPUA фиксирует продолжающуюся эрозию гражданских свобод в Центральной Азии, обращая особое внимание на эскалацию репрессий в отношении гражданского общества, независимых СМИ и инакомыслия в Кыргызстане, который когда-то считался самой демократической страной в Центральной Азии. Эти репрессии повлекли за собой принятие ограничительных законопроектов о НПО и СМИ; блокировку новостных сайтов, обвиненных в распространении “ложной” информации; судебные иски, направленные на закрытие ведущих независимых изданий; а также рост числа политически мотивированных дел о преследовании критиков правительства. В связи с этими событиями состояние гражданского пространства в Кыргызстане было переклассифицировано с “затрудненного” на “подавленное” (40 баллов по шкале от 0 до 100, где 100 – наилучшая оценка). Ранее гражданское пространство уже было классифицировано как “подавленное” в Казахстане (27/100), а также как “закрытое” в Таджикистане (12/100), Туркменистане (8/100) и Узбекистане (18/100). Страновые рейтинги CIVICUS Monitor основаны на методологии, которая объединяет несколько источников информации о свободе объединений, мирных собраний и выражения мнений, а также об обязанности государства защищать эти основные свободы.
В докладе PPUA рассказывается об инициативах по так называемым “иностранным агентам” в регионе, которые якобы были введены для защиты национального суверенитета, но имеют далеко идущие последствия для деятельности гражданского общества. В Кыргызстане законопроект об “иностранных агентах” был внесен в парламент в мае 2023 года и в конце года находился на стадии рассмотрения. Если закон будет принят, то организации гражданского общества, получающие иностранное финансирование и занимающиеся обширно определенной “политической деятельностью”, должны будут зарегистрироваться в качестве “иностранных представителей”, что грозит приостановкой их деятельности на срок до шести месяцев без решения суда в случае несоблюдения требований. На тех, кто зарегистрируется, будут наложены обременительные обязательства по отчетности и навязчивым проверкам. В соседнем Казахстане правительство ввело публичный учет НПО, финансируемых из-за рубежа, что явно направлено на стигматизацию таких групп.
Как далее документально подтверждается в PPUA, в 2023 году в Таджикистане значительно увеличилось число НПО, которые были закрыты или на которые оказывалось давление с целью принуждения к закрытию. По сообщениям, в Горно-Бадахшанской области (ГБАО) сотрудники органов безопасности угрожали возбудить уголовное дело против представителей гражданского общества или их родственников, если они “добровольно” не закроют свои организации. Как также сообщали МППЧ и партнеры в рамках сотрудничества с Монитором СИВИКУС, в Узбекистане многим независимым правозащитным НПО неоднократно отказывали в регистрации, а зарегистрированные группы продолжают сталкиваться с серьезными ограничениями, в том числе в плане доступа к иностранным грантам. В Туркменистане не зарегистрировано ни одной независимой правозащитной НПО.
В докладе PPUA говорится о продолжающемся использовании уголовного преследования в качестве средства запугивания и подавления инакомыслия в Центральной Азии в 2023 году. Журналисты, блогеры, активисты гражданского общества и правозащитники подвергались нападениям по всему региону. В одном из громких дел в Кыргызстане в октябре 2022 года власти арестовали почти 30 журналистов, блогеров, правозащитников и других общественных деятелей, выступавших против обмена землей с Узбекистаном из-за Кемпир-Абадского водохранилища. Год спустя некоторые из обвиняемых по этому делу все еще находятся в предварительном заключении, а судебный процесс проходит за закрытыми дверями. В Таджикистане и Казахстане обвинения в экстремизме неоднократно использовались против активистов, включая правозащитника Манучехра Холикназарова и лидера оппозиционной партии Марата Жыланбаева. Помимо продолжения тюремного заключения активистов, находящихся в стране, власти Туркменистана добивались принудительного возвращения активистов, находящихся за рубежом, что привело к депортации нескольких активистов-блогеров. Власти Туркменистана также оказывали давление на активистов через их родственников, включая детей.
PPUA отмечает, что немногие независимые СМИ, оставшиеся в Центральной Азии, подвергаются постоянному давлению, а доступ к онлайн-контенту ограничен. Законопроекты в Казахстане и Кыргызстане могут привести к чрезмерному контролю государства над СМИ и онлайн-платформами, а в ряде стран были введены новые ограничения на ведение блогов. В Таджикистане по решению суда были запрещены как “экстремистские” как минимум два независимых издания – сайт “Новый Таджикистан 2” и “Памир Daily News”, а в Кыргызстане на конец года в суде рассматривался иск о закрытии независимого портала “Kloop” за его критические материалы. В Туркменистане продолжалась обширная интернет-цензура, тысячи сайтов были произвольно заблокированы.
Еще одной серьезной проблемой, на которую обращает внимание PPUA, является повсеместное отсутствие ответственности за серьезные нарушения прав человека, связанные с подавлением антиправительственных протестов в Центральной Азии в 2022 году, включая события “Кровавого января” в Казахстане, волнения в мае 2022 года в ГБАО в Таджикистане и события июля 2022 года в Республике Каракалпакстан в Узбекистане. Правительственным мерам по расследованию заявлений о нарушениях и привлечению виновных к ответственности не хватает независимости, тщательности и эффективности, что приводит к преобладанию безнаказанности за чрезмерное применение силы, пытки и жестокое обращение и другие серьезные нарушения прав человека.
CIVICUS Monitor – это глобальная инициатива, которая отслеживает, анализирует и оценивает гражданское пространство в 198 странах и территориях по всему миру на основе независимой информации о гражданском обществе. Его ежегодный доклад PPUA является важным источником информации о глобальных тенденциях развития гражданского пространства.
С главой о Европе и Центральной Азии в PPUA 2023 можно ознакомиться здесь
Более подробную информацию о гражданских свободах в Центральной Азии можно найти в обновлениях, подготовленных МППЧ и его центральноазиатскими партнерами для CIVICUS Monitor.
Более подробную информацию о гражданских свободах в Центральной Азии можно найти в обновлениях, подготовленных МНПЧ и его партнерами в Центральной Азии для CIVICUS Monitor:
Казахстан (обновления подготовлены МППЧ и Казахстанским международным бюро по правам человека и соблюдению законности)
Кыргызстан (обновления подготовлены МППЧ и Фондом “Правовое процветание”)
Таджикистан (обновленная информация подготовлена МППЧ)
Туркменистан (обновленная информация подготовлена МППЧ и Туркменской инициативой по правам человека)
Узбекистан (обновленная информация подготовлена МППЧ и Ассоциацией за права человека в Центральной Азии)
ИСТОЧНИК:
Сайт Международного партнерства по правам человека
www.iphronline.org/global-report-documents-erosion-of-civil-society-space-in-central-asia.html