Административный суд Алматы оштрафовал на сто тысяч тенге редакцию казахстанского радио «Азаттык» за распространение ложной информации о том, что межгосударственную Организацию Договора о коллективной безопасности возглавляет Россия.
16 ноября в Специализированном межрайонном суде по административным правонарушениям города Алматы (здесь и далее сокращённо СМАС) было оглашено постановление судьи Раузы Алиевой по делу представительства Казахской службы радио «Свобода» в Казахстане. Редакцию интернет-сайта радио «Азаттык» привлекли к административной ответственности по статье 456-2 КоАП РК, карающей за распространение ложной информации (при этом аналогичная статья есть и в Уголовном кодексе). Суд признал редакцию «Азаттыка» виновной в этом правонарушении и назначил ей за это наказание в виде денежного штрафа в размере 30 месячных расчетных показателей, что составляет 103.500 тенге или 22 долларов США.
Административное дело было возбуждено по заявлению жителя города Шымкента Алишера Турабаева, который счёл недостоверной информацией определение «возглавляемая Москвой» применительно к Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Это определение содержалось в последней фразе одного из абзацев короткого новостного сообщения от 3.10.2023 о переводе осужденного в июне этого года к 3,5 годам лишения свободы гражданского активиста и блогера Тимура Даненбаева из колонии в городе Атбасаре в СИЗО города Кокшетау после заявления узника о жестком обращении с ним со стороны тюремщиков.
Упоминание же про ОДКБ попало в эту заметку в виде напоминания о том, каким образом Тимур Даненбаев из Астаны оказался в колонии. Впервые он стал известен в связи с тем, что поставил в одной из своих публикаций вопрос о привлечении к ответственности за распространение ложной информации президента РК Касым-Жомарта Токаева в связи с его нашумевшим заявлением в дни январских событий 2022 года о том, что на Алматы напали 20 тысяч террористов. Как известно, на основании этого заявления, так никогда и не подтверждённого, в те январские дни в Казахстан вводились войска стран-членов ОДКБ, среди которых численно преобладал российский контингент.
Привлечь к ответственности действующего президента страны активисту и блогеры Даненбаеву не удалось, зато власти привлекли к уголовной ответственности его самого. В ноябре 2022 года его задержали по заявлению некого гражданина Полторанина А.П. за разжигание межнациональной и социальной розни, якобы содержавшееся в постах Даненбаева с критикой ввода войск ОДКБ в Казахстан в январе 2022 года и российского военного вторжения в Украину в феврале того же года.
Здесь стоит обратить внимание на смысловую рифму между уголовным делом Тимура Даненбаева и административным делом сообщившего о его дальнейшей судьбе радио «Азаттык»: оба дела возбуждены правоохранительными органами по заявлениям неких доброхотов, не состоящих (по крайней мере официально) на службе в этих самых органах или спецслужбах. Таких людей в бывшем СССР народ прозвал стукачами. В современной путинской России тайное и явное стукачество в отношении критиков войны в Украине достигло совершенно гомерических размеров, а буквально на днях радио «Свобода», казахстанским филиалом которого является наш «Азаттык», сообщило об открытии в одном из самых престижных учебный заведении страны, а именно в Российской академии народного хозяйства и гражданской службы (РАНХиГС) специального отделения по четырёхлетним сроком обучения медиа-полицейских (автор сообщения назвал их диванными жандармами»).
Каких-либо сообщений о существовании таких учебных программ в Казахстане нам пока что не попадалось. Однако информация о возбуждении уголовного и административного дел по заявлениям неких частных лиц и поддержке этих заявлений полицией, прокуратурой и судами, в результате чего Тимур Даненбаев получил лагерный срок, а на редакцию радио «Азаттык» наложен денежный штраф, наводит на мысль о том, что наши казахстанские добровольные медиа-опричники могут дать фору своим российском коллегам даже и без всякого там четырёхлетнего курса.
Что же касается хода судебного процесса по административному делу радио «Азаттык» в алматинском СМАСе, то здесь следует отметить небывалое или по крайней мере весьма редкое в практике адмсудов количество судебных заседаний – четыре, первое из которых состоялось 12 октября, а оглашение вынесенного решения, как читатель уже знает, прошло 16 ноября. В качестве доказательств правдивости определения ОДКБ как межгосударственной организации, возглавляемая Россией, ответчик приводил общеизвестные факты о том, что ОДКБ была создана в 1992 года по инициативе России, руководящие органы организации – Секретариат и Объединённый штаб – находятся в Москве, а начальником вышеназванного штаба является российский генерал-полковник Анатолий Сидоров.
Какие ещё нужны доказательства правдивости определения Москвой» (вариант: Россией), так и осталось для нас непонятным. Возможно, внести ясность в этот вопрос могла бы лингвистическая экспертиза, но не внесла, поскольку суд отклонил ходатайство адвоката радио «Азаттык» о назначении таковой экспертизы. Аналогично было отклонено и его ходатайство о прекращении производства по делу ввиду отсутствия события административного правонарушения. Вопреки очевидности суд счёл событие и состав правонарушения вполне реальными и вынес обвинительное решение.
Наложенная на редакцию радио «Азаттык» сумма штрафа не так уж велика, но смысл здесь не в цифрах, а в принципе, когда самоочевидный факт объявляют недостоверным и фактически накладывают цензурный запрет на констатацию этого факта журналистами. Для сравнения: за шесть дней до оглашения этого постановления алматинского СМАСа было оглашено постановление шымкентского СМАСа о прекращении производства по делу журналистки Марины Низовкиной, которую привлекали к суду по той же самой 456-й статье КоАП. Правда, фабула её дела состояла в публикации информации о использовании заместителем начальника городского департамента полиции машины с поддельными номерами, а не о том, какая страна возглавляет ОДКБ.
И если в шымкентском деле судья Серик Ниязбек своим постановлением защитил право журналиста на свободу слова, гарантированное Конституцией страны и ратифицированными Республикой Казахстан международными договорами, то в алматинском деле судья Рауза Алиева сделать этого не смогла или не захотела, а значит её решение наверняка будет оспорено в суде второй инстанции.