Все помнят Фразы из известной комедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница» насчет похищенной невесты и «будешь жарить шашлык с этого невеста, не забудь пригласить». Но кто бы мог подумать, что дикий, средневековый обычай, по сути, пережиток прошлого, послуживший сюжетом комедии, перенесется в современный Казахстан! Однако Цифры говорят сами за себя: с 2019 года в Казахстане было зарегистрировано 214 уголовных правонарушений, связанных с похищением человека.
Корреспондент «ЮГ» попросил директора Восточно-Казахстанского областного филиала КМБПЧ и СЗ, члена Координационного совета при Уполномоченном по правам человека в Республике Казахстан, доктора юридических наук Куата Рахимбердина прокомментировать ситуацию с похищением невест.
– Куат Хажумуханович, учитывая проблему самостоятельной криминализации похищения женщины с целью вступления с нею в брак, какие аргументы вы можете привести в поддержку идеи специальной криминализации, обсуждаемой в обществе?
– В мировой юридической науке давно существует постулат о том, что одним из оснований криминализации общественноопасных деяний, является их относительно массовая распространенность. В соответствии с официальной статистикой, с 2019 года по настоящее время, в Казахстане было зарегистрировано 214 уголовных правонарушений, связанных с похищением человека. Это достаточно серьезный показатель.
При этом, однако, следует учитывать высокую латентность такой формы проявления данных посягательств, как похищение лиц женского пола с целью брачных отношений. Ее распространенность в южных и западных регионах Казахстана, особенно в сельской местности, не вызывает сомнений. По существу – это латентная форма насилия над женщинами, посягательства на их личную свободу, направленная на то, чтобы под «ширмой» заключения брака, принудить женщину к трудовой эксплуатации, по обслуживанию домашнего хозяйства и к сексуальной эксплуатации. Эту форму насилия, имеющую вполне очевидную общественную опасность, следует криминализовать в виде специальной уголовно-правовой нормы, содержащей соответствующий состав преступления. Думается, что это не тот случай, когда введение специальной уголовно-правовой нормы, лишено смысла и будет перегружать Уголовный кодекс РК. Напротив, установление уголовной ответственности за данное деяние, будет означать признание государством его общественной опасности и позволит закрепить в уголовном кодексе, средства уголовно-правового противодействия рассматриваемой разновидности посягательства на свободу человека, которая синтезирует в себе черты похищения человека, торговлю людьми, использование трудовой и сексуальной эксплуатации. Уже в силу одного этого обстоятельства, похищение женщины с целью вступления в брак, заслуживает самостоятельной криминализации в уголовном законе.
– Согласитесь, что в казахстанском обществе сравнительно толерантное отношение к похищению женщины для установления брачных отношений…
– Судя по результатам социологических опросов, только половина опрошенных казахстанцев полагает, что, если девушку похитили без ее согласия – она должна обратиться в правоохранительные органы. Более того, 11,7 процента респондентов считают, что девушка должна выйти замуж за похитителя, а 18,4 процента опрошенных убеждены, что жертва похищения не должна обращаться в полицию. Подобная толерантность, фактически означает попустительство опасному деянию! Не приходится сомневаться, что, если бы речь шла о похищении имущества, толерантных к этому лиц, было бы гораздо меньше! Полагаю, что криминализация похищения женщин с целью брачных отношений, связанная со спецификой региона Центральной Азии и отражающая пережитки средневековых, архаичных обычаев, имеет и политический контекст. Он направлен на формирование «нулевой» терпимости в обществе к подобным посягательствам. Законодатель должен решительно заявить обществу, что похищение женщин для их принуждения к браку или к фактическим брачным отношениям – это преступление, а не просто отдельный, пусть даже и квалифицирующий признак другого общественно-опасного деяния. Соответственно, граждане нашей страны должны относиться к этому деянию именно как к преступлению. Думается, что это позволит переломить тенденции толерантного отношения части населения страны к похищению женщин для брачных отношений.
– Что даст включение в Уголовный кодекс РК самостоятельного состава преступления, связанного с похищением невест?
– Наличие в Уголовном кодексе РК самостоятельного состава преступления, связанного с похищением невест, позволит сформировать отдельную статистику правоохранительных и судебных органов и требовать от правоохранительных органов, активизации деятельности по выявлению случаев похищений женщин, с целью вступления в брак, по пресечению, раскрытию, расследованию данных преступлений, их профилактике. Если похищение женщины будет только квалифицирующим признаком, то есть риск что этот признак просто растворится в материалах уголовных дел и не получит должной правовой оценки. Представляется, что самостоятельная криминализация более логична, поскольку это самостоятельная разновидность похищения человека, которая отличается от общей нормы и, как отмечалось нами ранее, сочетает в себе признаки и других преступлений, которые не охватываются нормой об ответственности за похищения человека. Никакой дискриминации женщин в данном случаем не усматривается. Речь идет об их самостоятельной уголовно-правовой охране, необходимость которой обусловлена как серьезной общественной опасностью данного деяния, так и его латентностью и распространенностью в Казахстане.
– Что можно сказать о международных обязательствах Республики Казахстан в этом плане?
– Как известно, наша страна последовательно демонстрирует приверженность международным стандартам ООН и позиции мирового сообщества, относительно противодействия различным формам криминального поведения. То, что проблема борьбы с понуждением к заключению брака, является глобальной и затрагивает многие регионы планеты, отражает Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 2018 года, которая призывает принимать эффективные меры с целью ликвидации принудительных, ранних и детских браков. Думаю, что это меры по криминализации и пенализации соответствующих деяний, которые влекут за собой меры по их выявлению и пресечению. Тем более, что в июле 2019 года Совет ООН по правам человека выражал обеспокоенность распространенной безнаказанностью принудительных браков. Кроме того, следует помнить, что Республика Казахстан является участницей целого ряда международных договоров, напрямую касающихся проблем, связанных с принудительными браками. Это – Конвенция ООН о рабстве, Конвенция ООН о борьбе с торговлей людьми и c эксплуатацией проституции третьими лицами. Фактически у похищения с целью принуждения к браку имеются признаки всех этих опасных деяний, а не только похищения человека. Таким образом, на наш взгляд, имеются криминологические, социальные, политические и правовые основания для закрепления в Уголовном кодексе Республики Казахстан отдельного самостоятельного состава преступления, предусматривающего ответственность за похищение лица женского пола в целях принудительного брака или принудительных брачных отношений.
Подготовила Ольга СИЗОВА, собкор по ВКО.
ИСТОЧНИК:
Сайт «Юридической газеты»
https://zanmedia.kz/wp-content/uploads/2023/10/UG79-2023 -в-цвете.pdf