• Главная
  • >
  • Жилье сиротам осталось ждать всего сто лет

Жилье сиротам осталось ждать всего сто лет

27.10.2023

Когда государство соизволит выдать положенные сиротам квартиры, в лучшем случае у их детей уже будут свои дети.

По данным государственного портала Казахстана «Kezekte.kz», в период с 2015 года (дату создания сайта мы и возьмем за основу этот год, потому что в разных городах Казахстана очередь начинается с разных годов, некоторых даже с 1997) по 3 октября 2023 года в Казахстане на очередь на получение жилья зарегистрировано 62637 человека, а вот получивших жилье – только 8757 (что составляет примерно 14%). Т.е если произвести простые математические действия и больше никого не прибавлять в эту очередь (что нереально так как количество сирот увеличивается), то в год жилые квадраты получают 1,75% очередников и чтобы вся очередь получило жилье, нужно больше ста лет.

Казахстан всеми силами пытается войти в топ развивающихся государств. Во всяком случае мы постоянно об этом слышим: из посланий президентов, в обращении министров, акимов и во всех госпрограммах. Но что является реальным показателем развивающегося государства? Это отношение к своему населению, особенно к социально-уязвимым слоям населения (в эту категорию входят разные соцгруппы, но в этой статье хотелось бы поговорить о детях-сиротах).

Для подтверждения этого статуса наша Республика ратифицирует разные международные договора, например, Всемирную декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей от 30 сентября 1990 года.

Подписанием декларации её участники приняли на себя следующие обязательства: стремиться облегчить тяжелое положение миллионов детей, которые живут в особенно трудных условиях, таких как сироты и дети-беспризорники, дети-инвалиды, живущие в неблагоприятных социальных условиях и подвергающиеся эксплуатации…

Принимаются внутренние законы, направленные на улучшение жизни народа. Закон Республики Казахстан от 4 июля 2013 года № 126-V статье 14 пункт 2 «Ребенок-сирота, ребенок, оставшийся без попечения родителей, находящиеся в организациях образования, медицинских и других организациях, в том числе обеспечивающих временную изоляцию от общества, под опекой или попечительством, на патронатном воспитании, сохраняют право собственности на жилище или право пользования жилищем, а при его отсутствии имеют право на получение жилища в соответствии с жилищным законодательством Республики Казахстан».

В Законе РК о жилищных отношениях от 16 апреля 1997 года № 94 указано: «Законные представители детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, обязаны в течение шести месяцев со дня поступления детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в организацию образования, медицинскую или другую организацию или со дня определения таких детей под опеку или попечительство либо со дня заключения договора с патронатным воспитателем поставить ребенка на учет для получения жилища в местный исполнительный орган».

Но как это реализуется на практике?

Для этого мы обратились к представительнице такой категории Лидии Кайдаш.

Ж: Лидия, здравствуйте, расскажите немного о себе.

Л: Здравствуйте. Я Кайдаш Лидия Григорьевна, с 2004 года стала полусиротой (умер отец), проживала с мамой до 2015 года, когда стала круглой сиротой (умерла мама), в очередь на жильё встала в 2015 году и по сей день стою. 8 лет стою в очереди на жилье по категории круглая сирота. Проживаю в поселке Молодежный Осакаровского района Карагандинской области.

Не знаю как в городах продвигаются очереди на жилье, но у нас в ПГТ(посёлок городского типа) вообще никак. Мы каждый год ездим в район (в год по два раза, весной и осенью), также у нашего поселкового акима спрашиваем за продвижение очереди, но нас кормят только обещаниями.

Ж: Почему очередь детей-сирот на жилье так медленно двигается?

Л: Среди основных причин, не способствующих реализации прав детей-сирот на жилье, выделяются следующие: длительная очередность, медленные темпы строительства социального жилья, отсутствие фактических гарантий со стороны государства, коррумпированность со стороны чиновников местных исполнительных органов. А если простыми словами: очередь на жильё для детей сирот продвигается медленно либо вообще не продвигается из-за нехотения наших чиновников заниматься данным вопросом.

Ж: Что нужно сделать чтобы очередь начала продвигаться быстрее?

Л: Для того, чтобы очередь стала продвигаться быстрее, нужно чтобы наш президент сделал выговор по данному вопросу тем, кто этим вопросом обязан заниматься, а также дать определённое время для разрешения данного вопроса.

Ж: И куда вы обращаетесь, когда ваши права нарушаются?

Л: Обращаться куда-либо, когда нарушаются мои права, бесполезно. Так как по данному вопросу мы обращались в районную прокуратуру и в районное ЖКХ (жилищно коммунальное хозяйство), где нам дали отписку, что наши права не нарушены, мы состоим в очереди, которая медленно продвигается из-за отсутствия наличия доступного жилья. Считаю, что тех руководителей, которые не справляются со своими обязанностями нужно увольнять и брать на работу тех, кто будет служить во благо народу, а не просто просиживать своё тёплое место.

Ж: А с какими проблемами еще сталкиваются сироты?

Л: Из-за проблем получения образования (не у всех сирот есть возможность пройти платное обучение) некоторые идут вынужденно воровать, чтобы выжить, и даже идут закладчиками наркотиков, чтобы хоть как-то заработать, либо работают и зарабатывают тяжелым трудом, за который платят копейки.

Чтобы уточнить положение со стороны закона мы обратились к юристу-правозащитнику ОФ «Фонд развития парламентаризма в Казахстане» Камзе Ляззат.

Ж: Почему очередь детей-сирот на жилье так медленно двигается?

Л: Во-первых, при предоставлении жилья всем группам СУСН (социально-уязвимые слои населения) для категории детей-сирот выделяется всего 20%.

Во-вторых, большая коррупционная составляющая в системе учёта и распределения жилья. Это подтверждается официальными источниками, как состоят в очереди нуждающихся, граждане, которые на самом деле не имеют права на социальное жилье. То есть, треть стоящих в очереди не соответствуют критериям. Например, те, у кого имеется жилье, те, кто не относится к СУСН, те, кто повторно встали в очередь, много мертвых душ, то есть те, кто уже умерли и так и не дождались своей очереди, и даже те, у кого нет гражданства. Установлены факты, когда не сотнями, а тысячами квартиры были предоставлены гражданам, в том числе чиновникам, не подлежащим получению жилья.

В-третьих, несовершенная система учета. Очень много нестыковок в очередности даже среди самих детей-сирот. Например, случай в Костанае, когда один сирота становится в очередь 14 сентября 2010 года и на дату получения справки июнь 2021 года его порядковый номер был 91. Другая, поставлена на учет 25 ноября 2011 года, также состоит в списке детей-сирот. На ту же дату её номер очереди был 429. Однако, на эту дату никто из этих двух сирот еще не получил жилья. Также сирот на учёт нуждающихся ставят с нарушениями, а именно – несвоевременно, когда он находился в детдоме или в доме юношества. Из-за этого они становятся в очередь позже, после выхода. Или же простоявшего более 12 лет сироту исключают из очереди в связи с окончанием у него регистрации по месту проживания (прописки). В этом случае ему уже практически нет возможности регистрации по месту жительства.

Также цифровая карта семьи по некоторым критериям не соответствует действительности.

Ж: Что нужно сделать, чтобы очередь начала продвигаться быстрее?

Л: Для этого необходимо исключить все коррупционные риски. Система учёта регистрации и распределения жилья должна быть открытой, совершаемой без вмешательства человеческого фактора. То есть, автоматизированной, без решения жилищной комиссии. Ведь немало денег государство выделило на цифровизацию.

Местному исполнительному органу необходимо проводить ежегодную качественную инвентаризацию постановки на учёт, снятие с очереди, ведение предоставление жилья.

Местному исполнительному органу необходимо увеличивать объемы строительства доступного жилья. Правительству необходимо разрабатывать социальные жилищные программы, доступные для всех категорий СУСН. Правительству необходимо разработать различные льготные социальные ипотечные кредитования, доступные для всех категорий СУСН, как альтернативу социального жилья, чтобы не ждать годами арендного льготного жилья.

К нуждающимся исключить минимальный порог, не превышающий 3,1 кратного прожиточного минимума.

Отбасы банку ужесточить санкции за краткосрочность (мимолетность) закрытия программ льготного кредитования (7-20-25 закрылась за 5 мин), за коррупционные действия сотрудников (во время открытия льготного кредитования они требуют взятки для включения в программу).

Требования к нуждающимся при участии в различных программах льготного кредитования должна быть минимальной, не обременяющей в части подтверждения платежеспособности.

Срок предоставления жилья не должен превышать более 2-х лет.

Правительству необходимо выстроить такую экономическую политику, чтобы она была социально ориентирована. Чтобы повышался уровень жизни граждан, чтобы и СУСН, и каждый гражданин мог самостоятельно решать свой жилищный вопрос.

Правительству необходимо выстроить правильную денежно-кредитную политику, социально ориентированную, недопущению роста цен на жилье.

При предоставлении жилья государству необходимо применять Международный стандарт жилищных условий, разработанный ООН и ЮНЕСКО, предусматривающий, что на каждого жителя должно приходиться не менее 30 кв. м. общей площади жилья, что каждому домохозяйству необходимо иметь отдельное жилье традиционного типа, а у нас до сих пор 15-18 кв.м.

Ж: И куда обратиться детям-сиротам, если их права не соблюдаются?

Л: Если права детей-сирот нарушаются, необходимо обращаться в местный исполнительный орган, регулирующий данный вопрос. Если же не находит там решения, необходимо обращаться к депутатам маслихата, Мажилиса, к партиям, к журналистам и блогерам для привлечения государственного и общественного внимания на его проблему.

Также есть различные общественные организации, которые занимаются защитой прав детей, детей-сирот, детей-инвалидов.

Кроме того, когда права на жильё нарушается, то необходимо обратиться в правоохранительные органы, прокуратуру для принятия мер реагирования, а также в суд. Судебная практика показывает о положительно-вынесенных судебных актах восстановивших нарушенные права сирот.

Если возникла ситуация, когда сирота остро нуждается в жилье, а он уже выпущен из дома юношества, а в очередь его не ставят из-за отсутствия прописки или его очередь еще не подошла. Тогда в этом случае ему необходимо обратиться в местный исполнительный орган о предоставлении временного жилья. МИО обязан в таком случае предоставить коммунальное жилье во временное пользование.

Сноски:

Информационный сервис «Очередь на жилье» предназначен для постановки на учет граждан Республики Казахстан, нуждающихся в жилище из государственного жилищного фонда или жилище, арендованном местным исполнительным органом в частном жилищном фонде в порядке, установленном постановлением Правительства Республики Казахстан от 26 июня 2012 года № 856).