Блокировки сайтов, атаки на журналистов, киберслежка. Казахстан — в группе стран с несвободным интернетом

05.10.2023

Правительство Казахстана ограничивает доступ к интернету, блокирует сайты и требует удалить контент, а журналисты подвергаются атакам, в том числе физическим, говорится в докладе Freedom of Net, который 4 октября опубликовала международная организация Freedom House. Авторы доклада отмечают, что казахстанские онлайн-ресурсы стали получать от российских властей письма с требованиями удалить материалы о войне в Украине.

«Свобода интернета в Казахстане по-прежнему сталкивается с серьёзными ограничениями», — пишут исследователи Freedom House в докладе о ситуации с доступом к Сети в мире. — Правительство регулярно блокирует сайты и отдаёт распоряжения удалить контент».

Конституция гарантирует свободу выражения мнений, но это право ограничивается другими законами и практикой, считают составители доклада, которые поместили Казахстан на 34-ю строчку (из 100) в мировом рейтинге по уровню свободы в Сети.

ПРЕСЛЕДОВАНИЕ ЖУРНАЛИСТОВ, БЛОГЕРОВ И СМИ

В докладе Freedom House говорится о росте числа нападений в Казахстане на сотрудников онлайн-медиа и СМИ в целом, преследованиях неугодных журналистов и слежке за ними.

Авторы документа приводят несколько эпизодов, которые относят к скоординированной волне атак в Алматы, продолжавшейся с осени 2022-го до начала 2023 года. Так, в редакцию издания Orda подкинули свиную голову, несколько раз разбивали стёкла входной группы офисного здания, где располагалась редакция Elmedia, были подожжены автомобили журналистки Динары Егеубаевой и видеооператора Романа Егорова, который работает с автором youtube-канала «Гиперборей» Вадимом Борейко. В феврале силовые структуры сообщили об аресте гражданина Украины, которого назвали «координатором» атак, которые якобы были направлены на «дискредитацию» президента. Затем власти отчитались о задержаниях ещё нескольких человек по делу (сейчас оно рассматривается в закрытом от прессы режиме в суде Алматы).

Исследователи приводят и другие случаи нападений. В июле 2022 года Олеся Вертинская, журналистка атырауского сайта «Дорожный контроль», заявлявшая о пытках во время Январских событий, подверглась нападению возле своего дома. В феврале 2023 года алматинский журналист Данияр Молдабеков сообщил о нападении: неизвестный мужчина ударил его и требовал «вести себя хорошо».

Журналисты нередко сталкиваются с уголовными обвинениями за материалы в интернете, отмечает Freedom House, подчёркивая, что обвинения нередко выдвигаются властями, чтобы заставить критиков замолчать. В докладе упоминается преследование автора youtube-канала ND журналиста Думана Мухамедкарима, который находится сейчас под стражей. Составители доклада напоминают, что Мухамедкарим, пытавшийся баллотироваться в депутаты, неоднократно подвергался административным арестам на 25 суток за предполагаемые призывы к протестам против «фальсифицированных», по его мнению, результатов выборов.

Freedom House пишет также об уголовных делах в отношении журналистов Махамбета Абжана и Михаила Козачкова.

Преследованию за публикации в интернете подвергаются не только журналисты, напоминают в организации Freedom House. В августе прошлого года активистка из Степногорска Айя Садвакасова была приговорена к трём годам ограничения свободы по обвинению в «распространении заведомо ложной информации» в соцсетях во время Январских событий и в участии в запрещённой организации.

В марте 2022-го блогеров Маргулана Боранбая и Даната Намазбаева приговорили к пяти годам тюрьмы, вменив им «возбуждение розни» за посты в Facebook’е. Оба были известны как критики казахстанского правительства и противники войны России в Украине.

Freedom House отдельно останавливается на киберслежке. Организация напоминает, что расследователи Центра по исследованию организованной преступности и коррупции (OCCRP) в 2021 году опубликовали материал о том, что правительство использовало шпионское программное обеспечение Pegasus для слежки за тысячами казахстанских номеров. Мишенями кибератак стали как минимум два журналиста.

В ноябре 2021 года шесть активистов молодёжного движения Oyan, Qaqzaqstan получили предупреждения от Apple, что их устройства могли быть взломаны с помощью Pegasus. Расследование организации Amnesty International подтвердило, что устройства четырёх активистов были заражены шпионским ПО.

В июне 2022 года Инга Иманбай, супруга лидера незарегистрированной оппозиционной Демократической партии Жанболата Мамая, сообщила, что её телефон был заражён шпионской программой Hermit, которая может записывать аудио и извлекать информацию с устройств Android.

БЛОКИРОВКИ ОНЛАЙН-РЕСУРСОВ

Составители доклада, который охватывает период с июня 2022-го по май 2023 года, отмечают, что во время антиправительственных протестов правительство ограничивало доступ к интернету. Но тотального отключения Сети не было, в отличие от ситуации, имевшей место в ходе Кровавого января, когда власти оправдывали свои действия необходимостью борьбы с «террористами».

«Определённые правовые механизмы позволяют правительству приостанавливать работу телекоммуникационных сетей по своему усмотрению», — пишут авторы доклада. Они напоминают, что комитет национальной безопасности наделён полномочиями приостанавливать работу «средств связи и доступа к интернету» в чрезвычайных ситуациях, а Генпрокуратура уполномочена блокировать ресурсы без постановления суда, если посчитает, что распространяемая ими информация направлена на причинение вреда «интересам личности, общества или государства».

В октябре и ноябре 2022 года, в канун досрочных президентских выборов, пользователи сообщали о проблемах с доступом к сайтам Азаттыка, Би-би-си и других ресурсов, в том числе к YouTube, говорится в докладе (Азаттык сталкивается с троттлингом, то есть с целенаправленным замедлением загрузки страницы).

Внезаконная блокировка остаётся распространённой практикой в Казахстане, а процедуры блокировки веб-сайтов и удаления контента непрозрачны, считают в организации Freedom House.

«Правительство имеет обширные полномочия по блокировке онлайн-контента и может заставить интернет-провайдеров ограничить доступ к «незаконным материалам». Если интернет-провайдеры не смогут своевременно заблокировать контент, Государственная техническая служба ограничивает доступ», — говорится в докладе.

Правительство сообщало, что в 2022 году по 774 запросам было заблокировано 14 469 страниц. Из них только 241 зарегистрирован в доменной зоне kz. С января по май 2023 года было заблокировано ещё 6175 страниц, в том числе 6047 зарубежных. Основными причинами блокировки названы распространение ложной информации, пропаганда терроризма и экстремизма, нарушение авторских прав, а также размещение контента, связанного с порнографией, самоубийствами, наркотиками и азартными играми.

В октябре 2022 года Талгарский районный суд удовлетворил ходатайство прокурора о блокировке сайта Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), поскольку одна из новостей на этом ресурсе якобы содержала «пропаганду самоубийства». Позже, когда организация внесла изменения в спорный информационный бюллетень о суицидах, сайт был разблокирован.

В Казахстане заблокированы сайт для петиций Change.org и некоторые зарубежные СМИ, в том числе кыргызский Kloop и русскоязычные новостные сайты «Фергана» и «Медуза».

Пользователи используют для обхода блокировок VPN (виртуальные частные сети), но власти блокируют и эти сети, пишут исследователи.

Власти Казахстана используют различные нетехнические средства, чтобы вынудить удалить контент, говорится в докладе. Они оказывают прямое давление на СМИ, вынуждая снимать опубликованные материалы. Большинство крупных негосударственных интернет-изданий связаны с чиновниками или бизнесменами, аффилированными с правительством, и получают госзаказ.

Авторы доклада пишут, что монополию на интернет-соединение де-факто удерживает «Казахтелеком». Эта национальная компания занимает доминирующее положение на рынке связи и контролируется государством. В докладе напоминают также, что в собственность государства вернулся 24-процентный пакет акций «Казахтелекома», который ранее принадлежал зарегистрированной в Люксембурге Skyline Investment Company. Пакет вернул племянник экс-президента Кайрат Сатыбалды, которому вменили хищения и приговорили к шести годам заключения.

РОССИЯ ТРЕБУЕТ ОТ КАЗАХСТАНСКИХ СМИ УДАЛИТЬ КОНТЕНТ О ВОЙНЕ В УКРАИНЕ

Казахстанские онлайн-издания стали получать от российских властей уведомления об удалении публикаций о войне в Украине, говорится в докладе.

В феврале 2023 года российский суд направил повестку казахстанскому сайту Arbat.media с требованием явиться на заседание. Москва обвинила сайт в «дискредитации российской армии». Ранее, в ноябре 2022 года, издание получило письмо с требованием удалить статью о войне в Украине. Министерство иностранных дел Казахстана заявило, что Казахстан находится вне юрисдикции российских судов и что Arbat.media не нарушил законы страны.

В декабре 2022 года Роскомнадзор (российский регулятор в сфере коммуникаций и СМИ) потребовал от издания «Власть» удалить несколько статей о российском вторжении в Украину, в том числе материалы о гибели мирных жителей Мариуполя, но сайт отклонил запрос.

Аналогичные уведомления от Роскомнадзора получали Informburo, Ratel и NewTimes.

ОПАСЕНИЯ В СВЯЗИ С ЗАКОНОПРОЕКТОМ «О МАСС-МЕДИА»

Freedom House останавливается на рассматриваемом сейчас в казахстанском парламенте законопроекте «О масс-медиа», который вызывает обеспокоенность в журналистском сообществе и в среде прессозащитников.

Исследователи пишут, что журналисты и медиаюристы, которых правительство привлекало для разработки законопроекта, не нашли своих пожеланий и замечаний в правительственной версии.

Журналисты говорят, что отсутствие сроков исковой давности для дел о защите чести и достоинства открывает широкие возможности для преследования СМИ. Прессозащитники призывают ограничить сроки периодом в один год после публикации.

Законопроект также допускает де-факто цензуру в «особых условиях». Под такие условия подпадают разные ситуации — от стихийных бедствий и техногенных аварий до беспорядков и вооружённых конфликтов. В медиасообществе опасаются, что норма, обязывающая журналистов согласовывать материалы с государственными органами при работе в «особых условиях», нарушает Конституцию, гарантирующую свободу слова и творчества.

ИСТОЧНИК:

Радио «Азаттык»

https://rus.azattyq.org/a/kazakhstan-freedom-of-net/32622687.html


Смотрите также