В казахстанских судах могут признать человека экстремистом не за призывы и даже не за рассуждения, а за простой вопрос, заданный в инстаграме известному в стране человеку, находящемуся за границей.
22 сентября текущего года апелляционная коллегия Жетысуского областного суда оставила без изменений вынесенный в июле этого года обвинительный приговор Ескельдинского районного суда от 10 июля этого года в отношении Жибек Бостановой. Женщину, в чьей фамилии слышится знаковое созвучие с казахским словом «бостандык», в переводе означающим «свобода», приговорили к одному году ограничения свободы и трём годам запета любой общественно-политической деятельности.
Согласно решению теперь уже двух судов, преступление Жибек Бостановой заключалось в том, что 10 ноября 2022 года она подключилась в социальной сети Инстаграм к прямому эфире давно эмигрировавшему из Казахстана оппозиционного политика Мухтара Аблязова и задала ему два вопроса. На 43-й минуте и 43-й секунде прямого эфира Жибек Бостанова задала Мухтару Аблязову два вопроса, адресованных лично ему, а никак не широкому и неопределённому кругу лиц, а по содержанию и форме это были именно вопросы, а не призывы.
Жибек Бостанова спросила Мухтара Аблязова о том, объединился ли он с другим известным политэмигрантом Серикжаном Билашем. Вторым вопросом активистка спрашвала мнения Аблязова о том, подлежат ли в гипотетическом будущем уголовной ответственности школьные учителя и другие рядовые госслужащие, которыми укомплектованы участковые избирательные комиссии, отвечающие за воровство голосов избирателей и обеспечение нужных властям результатов.
Мы не знаем, как именно ответил Мухтар Аблязов на эти вопросы, но знаем, чем ответили Жибек Бостановой карательные органы и суды. Против активистки было возбуждено уголовное дело по части 2 статье 405 (участие в деятельности экстремистской организации). И ничего, что само понятие участия в какой-либо деятельности предполагает некие практические действия со стороны участвующего – действия, а не слова! Некоторое исключение из этого принципа могут составлять публичные призывы к насилию, которые хотя и выражаются в словесной форме, могут быть как-то приравнены к практическим действиям. Однако в данном случае ничего подобного не было, а под участие в деятельности экстремистской организации совсем уж по беспределу подвели обычный вопрос, заданный человеком из казахстанской глубинки глобально известному человеку, находящемуся за границей.
Авторы ФБ-группы «Активисты – не экстремисты», рассказавшие нам эту печальную историю, вполне резонно констатируют в этой связи, что власти Казахстана продолжают злоупотреблять антиэкстремистским законодательством для политического преследования независимого гражданского общества.