Досудебные расследования в отношении политических активистов Марата Жыланбаева и Аскара Сембая вышли на финишную прямую. Суд над ними ожидается уже в ближайшее время — по словам их адвоката, возможно, в течение двух ближайших недель. Так что гипотетически есть шанс, что до наступления холодов они будут уже на свободе.
Впрочем, адвокат Мейржан Доскараев не хочет давать никаких прогнозов — в Казахстане люди, неугодные власти, часто подвергаются преследованию.
«У нас в стране все, кто говорит правду, давно отсидели или всё ещё сидят! Просто до тех, которые не сидят ещё, не дошли руки», — сказал «Республике», комментируя эти два дела, адвокат.
Между тем, его подзащитные — люди известные.
Марат Жыланбаев — единственный в мире ультрамарафонец, который в 1990-е годы пробежал все крупнейшие пустыни: Каракумы, Сахару, Большую Викторию и Неваду. Он семь раз попадал в Книгу рекордов Гиннесса.
Аскар Сембай – бывший сотрудник МВД, который знает всю систему изнутри, звезда соцсетей, имеющий миллионные просмотры. С 2019 года участвовал в мирных протестных акциях с требованиями соблюдения прав человека, неоднократно привлекался к административной ответственности.
«Сембай уже подписал ознакомление с делом, теперь оно ушло к прокурору. Дней пять оно будет у прокурора, и потом, возможно, сразу, отправят в суд. Если не будет нарушений со стороны следствия и других бюрократических проволочек.
На протяжении всего времени заточения наши активисты держались бодро, чувствовали за собой правду и поддержку большинства граждан, благодарили за передачи, продукты питания, медпрепараты. Это им помогало относительно спокойно переносить все тяготы несвободы», — рассказал Мейржан Доскараев.
Кстати, сам адвокат находится в сложной ситуации.
«Защищая интересы Марата Жыланбаева и Аскара Сембая, я тоже подвергаюсь преследованию. Следователь Абсадык, который ведёт это дело, обращается в акмолинскую областную коллегию адвокатов, чтобы меня привлекли к ответственности за то, что я не подписываю протокол о том, что обязуюсь не разглашать на публику данные предварительного следствия, игнорировать журналистов! Но это ведь незаконно!» — говорит адвокат.
По его словам, следователи требовали от него неразглашении данных предварительного следствия, хотя не имели на это права:
«Данные уголовные дела не является секретными, не содержат никаких государственных тайн, и никто не имеет право требовать с меня подписания этого протокола!
А наша областная дисциплинарная адвокатская комиссия состоит из 9 человек, из которых две бывших судьи и один представитель департамента юстиции! Они не являются членами нашего адвокатского сообщества! Их почему-то допустили решать и диктовать, как мне работать.
14 июля эта комиссия выносит мне дисциплинарное замечание за мои беседы и интервью за время предварительного следствия. Но как я могу не разговаривать с общественностью?! Люди интересуются состоянием наших политзаключённых, а я единственный, кто имеет право с ними видеться до суда!»
По мнению Мейржана Доскараева, дисциплинарная комиссия стала инструментом давления на защитника, хотя призвана стоять на страже интересов адвокатов. Он привел в пример опыт Кыргызстана, где любой адвокат свободен в своей деятельности, а лишить лицензии имеет право только генпрокурор и только по очень серьёзным причинам.
«Если я не подпишу протокол о неразглашении, то следователь Абсадык, который ведёт эти два дела — Жыланбаева и Сембая, грозит обратиться в компетентные органы (Департамент юстиции) о лишении меня лицензии. Да кто он такой, чтобы лишать меня лицензии?! Он её мне не выдавал, чтобы отбирать назад!» — возмущен ситуацией Доскараев.
ЗАМЕТИМ, ЧТО это не первый факт преследования адвоката в Новом Казахстане. Буквально на днях мы рассказывали, что судебная коллегия по уголовным делам Алматинского горсуда вынесла постановление, предлагающее лишить лицензий адвокатов обвиняемых в захвате аэропорта Алматы во время Кантара.
ИСТОЧНИК:
Интернет-портал «Республика»